Работники образования Центральной Азии готовы создать устойчивый мир ради устойчивого будущего

4 Октября 2016

В сентябре 2015 года на специальном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) были приняты Цели устойчивого развития (ЦУР) – глобальная программа, направленная на устранение бедности, на защиту планеты и обеспечение всеобщего процветания. При этом цель №4 в области устойчивого развития отражает новое глобальное видение образования, которая включает в себя задачу №4.7 "обеспечить к 2030 году, чтобы все учащиеся приобрели знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию".

Мы должны быть уверены, что мир, который мы передадим подрастающему поколению, будет устойчивым.

Андрей Шевелев, директор Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы



Вдохновившись этой программой, Кластерное Бюро ЮНЕСКО по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану и Азиатско-тихоокеанский центр по воспитанию в духе международного взаимопонимания под эгидой ЮНЕСКО (АПСЕИЮ) при поддержке ассоциированной школы ЮНЕСКО "Достар" организовали трехдневный суб-региональный семинар по внедрению системы образования в интересах устойчивого развития (ОУР) и образования в духе глобальной гражданственности (ОГГ) на местном уровне в Центральной Азии.


Постер семинара ©ЮНЕСКО Алматы

Это мероприятие состоялось в Алматы с 27 по 29 сентября по случаю празднования Всемирного дня учителя. Мероприятие явилось частью последовательной работы по ознакомлению учителей с вопросами образования в духе глобальной гражданственности, в котором определена необходимость совершенствования знаний региональных сотрудников образования в этой области и связанных с ней вопросов, таких как предотвращение насильственного экстремизма посредством образования.

В фокусе семинара были глобальные и региональные стратегии достижения целей в области образования в интересах устойчивого развития, что помогло бы встряхнуть рутинный образ мышления педагогов и вызвать интерес к вопросам первостепенной важности, которые могут побудить учащихся школ научиться мыслить и действовать в духе глобальной гражданственности.

Основная целевая аудитория семинара состояла из представителей региональных и районных отделов образования, преподавателей из ассоциированных школ ЮНЕСКО и министерств образования суб-региона. А сессии были проведены специалистами Бюро ЮНЕСКО в Алматы, АПСЕИУ, ОБСЕ, ЮНИСЕФ, частного сектора, гражданского общества и школ.


Упражнения ©ЮНЕСКО Алматы

Участники прослушали презентации и приняли участие в дискуссиях в ходе пленарных заседаний по укреплению глобального гражданского образования и других навыков XXI века, образованию во имя мира, путям реализации цели №4 и подцели №4.7 программы устойчивого развития на местном уровне, обучению в интересах устойчивого развития, а также по конкретным примерам реализации ОУР и ОГГ в школах и университетах. Некоторые рекомендуемые ресурсы и проекты включили в себя: методические рекомендации для учителей по решению проблем обучения в XXI веке в Азиатско-Тихоокеанском регионе, комплексная практика обеспечения безопасности общеобразовательной школы в Центральной Азии и на Южном Кавказе, руководство для учителей по предотвращению насильственного экстремизма, система счастливых школ, климатические изменения и образование по вопросам водных ресурсов и обучение с использованием нематериального наследия.

Участники мероприятия поделились разными методами работы и разработками, почерпнули важное для себя из опыта партнеров, работающих в области ОУР и ОГГ по всему миру, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Центральной Азии, в частности.

В рамках целенаправленной трехдневной групповой работы, делегаты углубили свое понимание концепций образования в духе глобальной гражданственности и в интересах устойчивого развития, поделились своими инициативами, а также наметили области сотрудничества с участвующими партнерами из Центрально-Азиатского региона.


Постер семинара ©ЮНЕСКО Алматы

Представители ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ОБСЕ, гражданского общества, министерств образования, региональных департаментов образования и школ предложили некоторые свои идеи для продвижения вперед работы по внедрению ОУР и ОГГ на местном уровне. В рамках последующих шагов, участникам семинара было предложено заполнить шаблон станового кейс-стади, который иллюстрирует практические примеры того, что они и их учреждения или школы уже делают и планируют начать осущенствлять в качестве новых проектов с целью учета проблем ОУР и ОГГ в своих странах.

Кроме всего прочего, участники имели возможность посетить ассоциированную школу ЮНЕСКО в Алматы - школу "Мирас", в которой практикуются передовые педагогические методы, которые охватывают некоторые аспекты глобального гражданского образования и образования в интересах устойчивого развития для поощрения академического и личностного роста своих учащихся.

Подводя итог, можно отметить, что семинар оказался необычайно плодотворным и предоставил богатый материал, а также практические возможности для работы. Было собрано множество положительных отзывов от участников и предложений для дальнейшего сотрудничества с ЮНЕСКО, АПСЕИУ и другими ключевыми партнерами в оказании поддержки осуществлению ОУР и ОГГ на местном уровне в Центральной Азии.

Одна из участников семинара Арай Батымбетова, представлявшая управление образования Алматинской области, поделилась своим восторгом и рассказал о своих дальнейших планах: "Я хотела бы поблагодарить организаторов за такой удивительный семинар. Дело в том, что мы уже делаем эту работу [по реализации стратегий в области образования в интересах устойчивого развития] на протяжении многих лет, но теперь наши знания систематизированы. Первое, что я сделаю по возвращении - я адаптирую все эти материалы под нужды местных учителей и объясню им, что они уже делают эту работу. Посоветую им проанализировать свои занятия и в начале просто ввести новую терминологию".


Постер семинара ©ЮНЕСКО Алматы


 Concept_Note_ru.pdf 
 Programme_ru.pdf 

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/5-october-world-teachers-day