Нести мир в сознание мужчин и женщин

Рынок искусства переходит на криптовалюты с помощью НФТ

6 июля 2022

За последние годы в результате нескольких рекордных продаж невзаимозаменяемые токены (НФТ) стали новым трендом в мире искусства. Эти защищенные, аутентифицированные цифровые сертификаты позволяют приобретать виртуальное искусство, что означает новые возможности заработка для художников и больший интерес к цифровому искусству со стороны музеев. Но действительно ли мы наблюдаем революцию или спекулятивный пузырь, который вот-вот лопнет?

Кэтрин Хикли
Журналист и автор, базирующийся в Берлине

Большинство людей за пределами мира блокчейна и криптовалют, вероятно, впервые узнали о невзаимозаменяемых токенах, или НФТ, в марте 2021 года, когда аукционный дом Christie's продал работу под названием "Everydays - The First 5,000 Days" – коллаж художника, известного как Beeple (его настоящее имя Майк Винкельман), за ошеломляющую сумму в 69 миллионов долларов США.

Эта продажа сделала Beeple, который был неизвестен в традиционном мире искусства, одним из самых дорогих ныне живущих художников. Она вызвала недоуменные заголовки новостей и привела к спекулятивному ажиотажу на платформах НФТ.

Несмотря на череду обвалов, затронувших рынок криптовалют, эта золотая лихорадка продолжается до сих пор. Но независимо от рынка, НФТ уже оказали влияние на ход истории искусства. Многие эксперты в области цифрового искусства считают колоссальную цену за работу Beeple (к которой с тех пор ни одна НФТ продажа даже не приблизилась) продолжением развития, которое можно проследить с середины прошлого века.

Поворотный момент для цифрового искусства

"Мы все были застигнуты врасплох такими высокими ценами на НФТ, но, наверное, зря", – сказал Альфред Вайдингер, директор музея Oberösterreiches Landesmuseum в г. Линц, Австрия. "В цифровом искусстве нет ничего нового. Оно постоянно развивается, и даже НФТ существуют уже некоторое время".

Один из музеев, который курирует Вайдингер, Francisco Carolinum в г. Линц, отмечает 95-летие Герберта В. Франке, первопроходца в компьютерном искусстве, выставкой и NFT продажей в пользу своего фонда. Этот австрийский первопроходец, который также является писателем-фантастом и физиком, создал абстрактный алгоритмический объект искусство на компьютере еще в 1960-х годах.

Важно понимать, что сами по себе НФТ не являются произведениями искусства. НФТ – это просто токен или сертификат с уникальным кодом, защищенным протоколом блокчейн - технологией хранения и передачи данных, разработанной для того, чтобы быть прозрачной и безопасной одновременно. Наиболее часто используемым протоколом является Ethereum. НФТ может быть прикреплен к любой форме информации: к свидетельству о праве собственности на дом, билету на концерт, интернет-мему или фотографии вашей кошки. Или даже к сообщению в социальной сети – через несколько дней после продажи Beeple криптопредприниматель Sina Estavi заплатил 2,9 миллиона долларов США за НФТ первого твита руководителя Twitter Джека Дорси (Estavi попытался перепродать его с огромной прибылью год спустя, но потерпел неудачу: самая высокая ставка составила 6 800 долларов США).

Уникальные предметы для коллекционеров

Однако наибольший интерес вызвало применение НФТ в мире искусства. С точки зрения художника, токенизация - это способ превратить цифровое произведение искусства, которое в противном случае можно бесконечно тиражировать, в уникальный объект, который, как таковой, можно продавать и коллекционировать. Это уже имеет далеко идущие последствия, открывая мир новых возможностей для художников, работающих в цифровой сфере.


токенизация - это способ превратить цифровое произведение искусства в уникальный объект

"НФТ – это удивительный инструмент для творческих деятелей", – говорит Дирк Болл, президент аукционного дома Christie's по Европе и Ближнему Востоку. Он сравнивает появление технологии НФТ с появлением домашнего стеклодувного оборудования в 1960-х годах. "В стекольном искусстве произошел огромный творческий всплеск", – говорит Болл. "Это аналогичный момент для цифрового искусства".

Работа "Quantum", созданная в 2014 году американским художником Кевином Маккоем, считается самым первым НФТ. Проект был разработан в сотрудничестве с Anil Dash и Rhizome, организацией, связанной с Новым музеем современного искусства в Нью-Йорке. К числу самых ранних коллекционных работ относится "CryptoPunks", набор из 10 000 пикселированных персонажей, созданный в 2017 году Мэттом Холлом и Джоном Уоткинсоном.

Такие признанные цифровые художники, как Рефик Анадол, Кевин Абош и Нэнси Бейкер Кэхилл, приняли НФТ технологии. Американский художник Том Сакс, специализирующийся на космической тематике, предлагает коллекционерам приобрести НФТ части цифровой ракеты. Одновременно будет запущена физическая ракета: если она будет вернется обратно, владельцы НФТ получат и реальные части.

Цифровое поколение рвется вперед

НФТ открыли мир искусства для новой аудитории. Цифровое поколение, которое их покупает, отличается по демографическому составу от коллекционеров, посещающих аукционные дома и галереи. Многие попадают в мир НФТ через компьютерные игры и криптовалюты – отсюда и огромная ценность работ Beeple, художника с опытом работы в анимации и графическом дизайне, который часто сатирически изображает мир технологий и "перчит" свое искусство отсылками к популярной интернет-культуре.

Рынок НФТ по-прежнему не для слабонервных, по словам Болла его подпитывают, в основном, "люди с криптоденьгами, которые не знают, что с ними делать". Он "радикально более изобилует спекуляциями, чем аналоговый рынок", написал Марк Шпиглер, глобальный директор Art Basel, международной художественной ярмарки, ежегодно организуемой в г. Базель, Швейцария, в своем предисловии к Art Market Report за 2022 год. Исключительный рост стоимости в 2021 году был "обусловлен краткосрочной торговлей", - сказал он, добавив, что "в среднем НФТ-искусство находится в собственности чуть более месяца, прежде чем его перепродают".

Рынок НФТ более изобилует спекуляциями, чем аналоговый рынок

Марк Шпиглер (глобальный директор Art Basel)

Согласно данным сайта nonfungible.com, общая рыночная стоимость НФТ в 2021 году составила почти 18 млрд долларов США. Из них 2,6 млрд долларов США пришлось на предметы искусства. В первом квартале этого года объем торгов немного снизился. Серьезное испытание выпало на долю рынка в мае 2022 года, когда в результате обвала криптовалют за три дня было потеряно более 300 миллиардов долларов США.



Деталь работы "Everydays: The First 5,000 Days" состоит из 5 000 цифровых рисунков, созданных американским художником Beeple со скоростью один рисунок в день с целью совершенствования своих навыков рисования и графики. Свидетельство о праве собственности (НФТ) на этот коллаж было продано за 69 миллионов долларов США в 2021 году.
© Mundissima / Shutterstock


Момент истины

Это, в свою очередь, может привести к созреванию рынка, сказал Болл. "Наступит момент истины", – сказал он за несколько дней до обвала. "Люди поймут, что есть несколько интересных произведений искусства в качестве НФТ и гигантское количество тех, которые таковыми не являются".

Christie's и Sotheby's быстро вышли на рынок НФТ. Несколько художественных галерей последовали за ними – например, в августе прошлого года берлинская галерея König Galerie запустила MISA, которую она назвала "первой НФТ платформой в мире искусства".

Однако существует множество препятствий для обычных участников рынка искусства, которые обязаны проводить должную проверку. Владелец НФТ, в отличие от владельца физического произведения искусства, не владеет им - вместо этого оно находится на цифровой платформе, над которой он или она не имеет никакого контроля. Что произойдет, если платформа обанкротится? В то время как правовая база пытается догнать технологию, на рынке многое остается рискованным.

Одним из самых больших недостатков является углеродный след НФТ - по оценкам, выбросы углекислого газа, вызванные продажей НФТ на блокчейне Ethereum, примерно равны месячному потреблению электроэнергии одним жителем ЕС. Однако на подходе более экологичные технологии, и некоторые блокчейны уже сейчас являются гораздо более энергоэффективными. Сторонники НФТ отмечают, что традиционный рынок искусства не является более экологичным, учитывая перелеты на ярмарки, выставки и биеннале по всему миру, а также транспортировку произведений искусства с одного континента на другой.

Музеи присоединяются

Музеи также присоединились к НФТ и начали продавать токены классических произведений, чтобы собрать деньги в условиях нехватки средств в эпоху пандемии. Например, галлерея Уффици во Флоренции в прошлом году продала НФТ произведения "Мадонна Дони" Микеланджело за 140 000 евро. Но, как отметил Вайдингер, это не продажа произведений искусства. Он сравнил такие токены с "магнитами на холодильник".

Болл также назвал их очень дорогими гаджетами из музейных магазинов. "Музеи используют определенное окно, которое закроется, потому что люди поймут, что это не очень интересно", – сказал он. "Они куют железо, пока оно горячо".

Возможно, это окно уже закрывается: Бельведер в Вене предложил 10 000 НФТ с фрагментами картины "Поцелуй" Густава Климта в День святого Валентина в этом году. По сообщениям местной прессы, к началу мая было продано менее четверти. Цены на вторичном рынке были ниже, чем первоначальная цена в 1850 евро.

По словам Вайдингера, немногие музеи приобретали НФТ цифрового искусства для своих собственных коллекций. Однако его музей - единственный в Австрии, который приобрел их. Другим заметным исключением является ZKM (Центр искусства и медиа) в г. Карлсруэ, который приобрел НФТ еще в 2017 году, за четыре года до продажи Beeple, и сейчас показывает их на выставке под названием "Криптоискусство: дело не в деньгах".

И все же именно деньги – в огромных количествах – впервые привлекли внимание широкой публики к НФТ. Продажа Beeple, по словам Вайдингера, послужила сигналом к пробуждению, означающему, что наконец-то "музеи догоняют и делают домашнюю работу в области цифрового искусства".



Cellular Automata (1992-1998) австрийского художника Герберта В. Франке, одного из пионеров компьютерного искусства, а также писателя-фантаста и физика.
© Герберт В. Франке / Архив Искусство встречается с наукой


Оригинальная статья

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/art-market-goes-crypto-with-nfts