Нести мир в сознание мужчин и женщин

«COVID-19 vs. межкультурный диалог: какое оказывается влияние?» от Фетхи Мансури

28 Апреля 2020

Профессор Фетхи Мансури, председатель ЮНЕСКО по культурному разнообразию и социальной справедливости (Университет Дикин, Мельбурн, Австралия), в беседе с Анн-Белинде Прейс, главой отдела межкультурного диалога ЮНЕСКО.

Анн-Белинде Прейс (AБП): Как пандемия COVID-19 влияет на социальную структуру общества во всем мире?

Очевидно, что COVID-19 стал одним из важнейших событий на глобальном уровне. В первую очередь, проблема касается области здравоохранения, но также имеет глубоко социальный характер. Это повлияло на общество, отдельных людей и сообщества во многих отношениях.

Вероятно, одной из явных задач является минимизирование нашей обычной деятельности, это связано с путешествиями, контактами и мобильностью, что может быть сейчас опасно для здоровья. Внезапно мы попали в ситуацию, когда все эти вещи нужно было ограничить. Люди должны избегать друг друга, они должны соблюдать социальную дистанцию. Они также должны были удостовериться, что у них есть всё, что им необходимо для того, чтобы выжить и жить вдали от своих рабочих мест, культурных и развлекательных мест, мест для занятий спортом и так далее.

Так что я думаю, что проблема многомерна, и это означает, что нам действительно пришлось переосмыслить то, как мы действуем как отдельные лица, как группы и как сообщества. Чем больше мы углубляемся в пандемию с точки зрения её распространения, тем глубже становятся эти проблемы, поскольку люди, возможно, начинают ощущать напряжение образа жизни и работы, когда взаимодействие между собой несколько ограничено.

И, как мы знаем, люди - это прежде всего социальные существа. Они нуждаются в социальном взаимодействии, чтобы иметь возможность получать обратную связь, иметь контакт друг с другом, им нужно двигаться. Так что COVID-19 серьёзно повлиял на многие характеристики, которые формировали нашу современную или даже постмодернистскую жизнь.

Влияние COVID-19 затрагивает не только воздействие на отдельных людей и сообщества, но и, например, проблему обучения молодежи. И, как мы знаем, сегодня более миллиарда детей во всём мире пострадали, они больше не ходят в школы, и это создает много проблем с точки зрения того, как обеспечить образование на расстоянии или онлайн-обучение этим молодым людям, и очевидно, что это оказывает влияние на мировую экономику, которая, по оценкам, составляет около 10% мирового ВВП. Это огромный, огромный удар по мировой экономике, который повлияет на общество в среднесрочной и долгосрочной перспективе, и, опять же, подобные нарушения действительно усиливают и подчеркивают, в какой степени COVID-19 стал проблемой для мирового сообщества. Данная проблема очень сильно отличается от любой другой, которую мы видели, по крайней мере, со времен Второй мировой войны.

AБП: Как отсутствие контакта и социального взаимодействия влияет на более широкую программу по межкультурному диалогу (МКД), которая основана на связи, контактах и взаимодействии?

Возможно, именно здесь COVID-19 представляет собой серьёзную проблему для программы МКД. Контакт между людьми в межкультурном диалоге является одним из основных условий. И причина, по которой это так, заключается в том, что существует предположение, что, когда люди узнают друг друга, предубеждения могут быть уменьшены, а проблемы дискриминации могут исчезнуть.

Таким образом, COVID-19 и его акцент на социальное дистанцирование означают, что многое из того, что мы хотели бы достичь посредством межкультурного диалога, в частности, в объединении людей, объединении различных сообществ (а разнообразие здесь означает разнообразие этнических групп, религиозные верования, национальности и т.д.).

Я думаю, что всё это сейчас оказывается под влиянием из-за соблюдения социальной дистанции, происходит ли оно на местном уровне или происходит, как мы теперь знаем, глобально, означает, что мы устраняем все формы контактов между людьми, группами и обществами. И, как мы теперь знаем, существуют не только ограничения на путешествия, но есть ограничения даже внутри стран, между городами, и есть ограничения в городах: между районами и между общинами. Конечно, еще одна задача, стоящая перед МКД, заключается в том, что межкультурный диалог сам по себе является важным инструментом, которым нам нужно будет воспользоваться в период после COVID-19. Нам нужно будет пересмотреть новый глобальный договор, новый общественный договор, и я думаю, что диалог должен сыграть потом ключевую роль. Так что, возможно, сейчас всё это скомпрометировано, но он будет играть значимую роль в новом мире после COVID-19.

АБП: Как сообщества справляются с пробелами в доступе и поддержке, зарегистрированные в разных обществах?

Интересно, что население и сообщества реагировали так, что отражали степень, в которой они обладают определенными характеристиками, имеют определенные структуры, имеют определенные атрибуты, а также степень, в которой они развиты, или не развиты, или менее развиты. И во всех этих типах обществ сообщества очень нетрадиционно реагировали на COVID-19.

Будь то ответ на действительно проблемный вопрос соблюдения социальной дистанции, мы видели много видеороликов о том, как люди проявляют свою креативность, и как они поддерживают связь со своими соседями, со своими близкими и так далее. Но мы также знаем, что многие группы людей мобилизованы для сбора и распределения ресурсов среди тех, кто в них нуждается. И мы наблюдали за многими инициативами, посредством которых люди действовали таким образом, что демонстрировали ещё более прочную солидарность на местном уровне, чем это считалось возможным.

И мы по-прежнему наблюдаем много новых мер в сообществах, где люди не только распространяют информацию о необходимости соблюдения определенных гигиенических норм в отношении мытья рук и контакта между собой, но также и с точки зрения обеспечения того, чтобы, в частности, наиболее уязвимые в наших обществах пожилые люди, инвалиды, те, кому не хватает средств, могут получить доступ к тому, что им нужно, чтобы выжить в условиях изоляции. И я думаю, что мы видим, что в контексте COVID-19 появляется некая новая форма солидарности. Теперь задача состоит в том, как мы будем поддерживать период после COVID-19 с точки зрения нового вида глобальной этики.

«И во всём этом, конечно, социальная наука играет очень важную роль в понимании динамики определённых обществ и того, почему некоторые действия или меры могут работать лучше, чем другие»

АБП: Какова роль гуманитарных и социальных исследований во всем этом?

COVID-19 - это прежде всего проблема общественного здравоохранения, мы все это знаем. Речь идет об очень быстро распространяющемся вирусе, и первая проблема заключается в том, как сплочённо работает глобальное сообщество, чтобы остановить распространение этого вируса или «сгладить кривую», как мы сейчас на него ссылаемся. Но мы также знаем, что COVID-19 действительно представлял собой также глубоко социальную проблему, и, как мы знаем из предыдущего опыта с другими пандемиями, мы должны действительно прислушиваться к социальным исследованиям, чтобы понять, как работает обмен информации, чтобы понять поведение человека, как некоторые стратегии работают в определенных условиях, а другие стратегии не работают в тех же условиях, и что нам нужно сделать, чтобы адаптировать установки таким образом, чтобы определенные стратегии были оптимально успешными.

И во всём этом, конечно, социальная наука играет очень важную роль в понимании динамики определённых обществ и того, почему некоторые действия или меры могут работать лучше, чем другие. Нам нужно уметь формулировать сообщения в сфере общественного здравоохранения, чтобы в них отражалось наше понимание местных особенностей, как с точки зрения культуры, так и с точки зрения социальных норм, ценностей и поведения.

Неудивительно, что в настоящее время много размышлений о том, почему странам Восточной Азии удалось взять распространение пандемии под некоторый контроль гораздо быстрее, чем западным странам. Сейчас много размышлений о ценностях в этих восточноазиатских обществах, в частности о приоритете коллективного, если хотите, коллективного блага - что человек всегда должен ставить интересы общества выше собственных.

В то время, как в западных обществах мы всё еще очень привязаны к понятию индивидуальных прав, свободы и выражению «я могу делать то, что я хочу делать», и поэтому это очевидно, что очень сложно получать сообщения, которые противоречат всему этому. И опять-таки, именно здесь мы считаем, что исследования в области гуманитарных и социальных наук играют большую роль.

АБП: Как мы представляем глобальное сообщество после COVID-19? Какие проблемы ждут нас ещё впереди?

Нет никаких сомнений в том, что после COVID-19 все не будет, как прежде. Ну, по крайней мере, мы надеемся не вести себя как обычно. Почему? Потому что, во всяком случае, COVID-19 действительно выявил много положительных, но и многих отрицательных сторон мирового мироустройства.

Для начала, взаимосвязанность здесь, чтобы увидеть; если где-то на планете Земля возникнет проблема, неважно где, мировое сообщество столкнётся с серьёзными последствиями, и, следовательно, это в интересах – важнейших интересах - глобального сообщества работать всем вместе для создавать и повышать готовность всех обществ к опасностям пандемий, таких как COVID-19.

Как мы знаем, сила медико-санитарной подготовленности будет столь же эффективна, как и наименее сильная система общественного здравоохранения в мире. То есть, если мы позволяем конкретному обществу не иметь необходимых средств для реальной борьбы, например, с распространением COVID-19, это означает, что вирус не будет подавлен, а это приведёт к тому, что вирус вновь появится в какой-то момент времени и будет продолжать представлять угрозу для всех нас повсеместно. Так что взаимосвязанность является ключевым посланием, которое нам необходимо усвоить. Также мы должны понять, каким образом мы развиваем, например, экономические цели, как мы работаем с менее развитыми и слаборазвитыми обществами, чтобы дать им возможности в таких областях, как здравоохранение, экономика, занятость населения и творческие инновации.

Поэтому я думаю, что мы действительно должны понимать, на что должны поменять свои взгляды после COVID-19, чтобы у каждого человека, живущего в каждой стране мира, была возможность бороться с распространением пандемий. Поэтому я думаю, что социальное неравенство, отраженное в этой конкретной задаче, является тем, на что мы должны смотреть по-иному после COVID-19, потому что цена неспособности сделать будет чрезвычайно высока для мирового сообщества.

«Разнообразие является основным преимуществом, и его необходимо поддерживать таковым перед лицом глобальных задач»

АБП: Какой вклад все мы можем внести в создание более справедливого глобального сообщества после пандемии?

Каждый человек играет свою роль, и независимо от того, где вы находитесь, у вас есть своё предназначение. Я думаю, начиная с вопросов инклюзивной разработки политики, а также с вопросов не только терпимости, но и уважения разнообразия и различия. К сожалению, некоторые из проблем, которые мы наблюдали сразу же после распространения COVID-19 - это всплеск расизма в отношении отдельных сообществ, и поэтому я думаю, что все мы должны сыграть свою роль в недопущении того, чтобы мы стали ещё более разделены как сообщества и как личности, и что мы должны развивать солидарность, которая необходима противостоянию вызовам, основным глобальным задачам.

И на этот раз это COVID-19, но мы знаем, что изменение климата остаётся большой проблемой, что экономическое неравенство остаётся большой проблемой, что цифровой разрыв, растущий цифровой разрыв во всём мире, остаётся важнейшей задачей.

Чтобы эти проблемы были преодолены, мы будем полагаться на то, что каждый человек, каждый гражданин под каждой юрисдикцией будет делать правильные вещи, то есть придерживаться этики заботы обо всех людях, независимо от расы, религии, этнической принадлежности, национальности, нежели просто будет беречь свою заботу или все хорошие ценности только для людей, которые похожи на него, или людей, которые живут по соседству с ним, или для людей, которые разделяют его мировоззрение.

Многообразие является основным преимуществом, и его необходимо сохранить в качестве основного преимущества перед лицом глобальных трудностей. COVID-19, изменение климата, экономическая устойчивость- все эти проблемы потребуют от нас действовать по-разному как индивидуумы, как сообщества и как общества.

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/covid-19-vs-intercultural-dialogue-what-impact-by-fethi-mansouri