Нести мир в сознание мужчин и женщин

Культурное наследие: 7 успехов ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия

26 апреля 2022

Почему мы прилагаем все усилия, чтобы сохранить культуру и сделать ее цветущей? Культура – это ресурс, формирующий самобытность и сплоченность обществ. В сегодняшнем взаимосвязанном мире она также является одним из наших самых мощных ресурсов для преобразования общества и обновления идей. Роль ЮНЕСКО заключается в том, чтобы предоставить инструменты и навыки, необходимые нам для максимального использования всей ее возобновляемой энергии.

Исторические достопримечательности, живое наследие и природные объекты обогащают нашу повседневную жизнь бесчисленными способами, независимо от того, сталкиваемся ли мы с ними непосредственно или с помощью электронного устройства. Культурное разнообразие и творчество являются естественными движущими силами инноваций. Во многих отношениях художники, творцы и исполнители помогают нам изменить взгляд на мир и переосмыслить окружающую среду. Это ценные активы для решения текущих глобальных проблем – от климатического кризиса до пандемии COVID-19.

За последние 75 лет понятие культуры претерпело значительную эволюцию. Деятельность ЮНЕСКО за последние десятилетия свидетельствует о многочисленных попытках человечества понять, как культура может укрепить представление о том, кто мы есть – от осознания необходимости защиты наследия от разрушения в конце Второй Мировой войны до начала международных кампаний по сохранению объектов всемирного наследия и концепции живого и нематериального наследия, сосредоточения внимания на креативной экономике и необходимости поддержания рабочих мест и средств к существованию в сфере культуры. За последнее столетие наши отношения с культурой претерпели глубокую эволюцию. Возможно, заглянув в прошлое, мы будем лучше подготовлены к предстоящим изменениям.


Абу-Симбел – мы не должны выбирать между живыми и мертвыми

©ЮНЕСКО

За несколько минут до восхода солнца тысячи посетителей выстраиваются в очереди в храме Абу-Симбел, затаив дыхание. Они собираются стать свидетелями редкого явления, которое происходит дважды в год на протяжении последних 3000 лет. Каждый февраль и октябрь в 06:29 утра свет восходящего солнца проникает через узкий вход. Лучи проникают на глубину более 70 метров через гигантский зал с колоннами до внутреннего святилища, освещая статую человека, построившего храм в 13 веке до нашей эры, фараона Рамзеса II.

Высеченный из скалистого холма, Храм восходящего солнца был построен в верховьях Нила для того, чтобы показать могущество величайшего фараона Египта нубийскому народу. Со временем великий храм и более мелкие постройки занесло песком, и они пролежали в забвении несколько веков, пока не были вновь открыты в 1813 году. Теперь этим высшим образцом знаний древнего Египта в области астрономии и мастерства его архитекторов можно было снова восхищаться.

Но чуть более века спустя самые южные реликвии этой древней человеческой цивилизации оказались под угрозой подводного забвения и разрушения из-за подъема уровня вод Нила после строительства Асуанской плотины. Строительство плотины было призвано развить сельское хозяйство, а также независимость и экономику Египта, и вызвало глобальные дебаты, которые с тех пор не прекращаются и не сходят с первых полос СМИ: должны ли мы выбирать между памятниками прошлого и процветающей экономикой в интересах современного населения? Почему люди должны заботиться о древних камнях и зданиях, когда так много людей нуждаются в продовольствии и чрезвычайной помощи?

В ходе беспрецедентной кампании по спасению храмов Египта ЮНЕСКО продемонстрировала, что человечеству не нужно жертвовать прошлым, чтобы процветать в настоящем – скорее наоборот. Памятники выдающейся универсальной ценности помогают нам понять, кто мы есть, а также являются огромными возможностями для развития. Через два тысячелетия после того, как греческий писатель и ученый составил знаменитый список семи чудес света, появилось понятие всемирного наследия.



©ЮНЕСКО

Гонка со временем началась в 1964 году, когда эксперты из 50 стран под координацией ЮНЕСКО начали совместную работу над одной из величайших задач археологической инженерии в истории. Весь объект был аккуратно разрезан на крупные блоки, разобран, поднят и вновь собран на новом месте на 65 метров выше и в 200 метрах от берега реки, сохранив его для будущих поколений.

Сегодня четыре величественные статуи, охраняющие вход в большой храм, каждый день смотрят на реку и восходящее солнце. Так же, как они смотрели 3000 лет назад. Успех международного сотрудничества по спасению храма Абу-Симбел привел к осознанию того факта, что во всем мире есть места, имеющие чрезвычайную мировую ценность. Как и храмы долины Нила, они должны быть защищены от многих угроз, таких как вооруженные конфликты, преднамеренное разрушение, экономическое давление, стихийные бедствия и изменение климата.

Конвенция о Всемирном наследии была принята в 1972 году как важнейший глобальный инструмент, закрепляющий это понятие, объединяющий все страны в стремлении сохранить всемирное природное и культурное наследие. Сегодня, когда Конвенцию подписали 194 государства, она является одной из самых ратифицированных конвенций в мире.


Венеция – Могут ли сосуществовать охрана культурного наследия и глобальный туризм?

©ЮНЕСКО

Кампания спасения Венеции, начатая всего через несколько лет после инициативы «Нубийские храмы», стала ответом на такие вызовы, как, в том числе, повышение уровня воды и бурное развитие мирового туризма.

Выйдя ранним осенним утром за пределы железнодорожного вокзала, посетители увидят, как прохладный воздух сталкивается с водой, образуя густой, мягкий туман над Гранд-каналом, «главной улицей» Венеции. Церковь Сан-Симеоне-Пикколо с огромным куполом и стройными неоклассическими колоннами и соседние здания словно плывут по воде лагуны. Это зрелище привлекает миллионы посетителей со всего мира со времен расцвета Серениссимы, когда город был одной из экономических сверхдержав Европы.

Однако эта захватывающая дух красота, вдохновлявшая бесчисленных художников, писателей и артистов на протяжении веков, остается хрупкой и рискует быть утраченной навсегда. Как и храмам Абу-Симбела, выживанию города угрожает повышение уровня воды. Неумолимое повышение уровня моря привело к регулярным наводнениям. Влажность и микроорганизмы разъедают длинные деревянные сваи, которые первые жители города глубоко вбили в илистый грунт лагуны, чтобы построить первые фундаменты Венеции 1600 лет назад.



©ЮНЕСКО

После 1966 года, когда произошло самое сильное наводнение в истории Венеции, ЮНЕСКО и правительство Италии начали масштабную кампанию по спасению города. Был реализован амбициозный проект с использованием гигантских передвижных шлюзов для временной изоляции лагуны от высоких приливов и защиты самых низких районов от затопления. Тридцать лет спустя все единодушно признают успешные результаты, как технических достижений данного проекта, так и международного сотрудничества.

Но Венеции по-прежнему нужен внимательный уход, и ее дальнейшее выживание требует неусыпной бдительности. Город остается под угрозой в силу нескольких причин – массовый туризм, потенциальный ущерб от последующего градостроительства и постоянный поток гигантских круизных судов, разрушающих его хрупкий фундамент.

Международная мобилизация и давление в отношении статуса Венеции привели к тому, что 2021 году итальянское правительство запретило крупным судам заходить в центр города в качестве необходимого шага для защиты экологической, ландшафтной, художественной и культурной целостности Венеции. Это решение было принято через несколько дней после того, как ЮНЕСКО объявила о своем намерении включить город в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Пока не будет определено и разработано постоянное место причаливания больших круизных судов, лайнерам будет разрешено останавливаться в Маргере, промышленном пригороде Венеции. Подобные решения свидетельствуют о большой сложности защиты исторических городов и городских центров культурного наследия, что в данной ситуации требует специальных мер и методов, отличных от тех, которые применялись для защиты знаменитых египетских храмов.


Ангкор – успешный пример многолетнего международного сотрудничества

©ЮНЕСКО

Глубоко в лесах Камбоджи, в провинции Сиемреап, в форме цветка лотоса вздымаются к небу пять башен величественного Ангкор-Вата. При подходе к главным воротам огромные масштабы храма и точная симметрия зданий вызывают настоящий восторг. Это самый большой в мире религиозный памятник.

Ангкор-Ват был частью разросшегося города размером с Лондон – сердца империи, которая в 9-15 веках простиралась от южного Вьетнама до Лаоса и от реки Меконг до восточной Мьянмы. Примерно к 1500 году н.э. столица кхмеров была заброшена, скорее всего, после сильных наводнений и продолжительных засух. Ее храмы, здания и сложная ирригационная сеть были поглощены окружающими лесами и оставались скрытыми до их повторного открытия в 1860 году.

К началу 1990-х годов над городом нависла серьезная угроза: многие храмы находились под угрозой разрушения, а несколько объектов были разграблены. Работы по сохранению Ангкора были невозможны после начала гражданской войны, прихода к власти режима «красных кхмеров» и последовавших за этим гражданских беспорядков.



©ЮНЕСКО

Включение Ангкор-Вата в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году стало важной вехой в восстановлении страны после многолетнего конфликта. Сохранение храмов при поддержке ЮНЕСКО было направлено на содействие государственному строительству и национальному примирению. Действия Международного координационного комитета (ICC-Angkor) по сохранению и развитию этого исключительного культурного объекта являются ярким примером международной солидарности и свидетельствуют об одном из самых впечатляющих достижений ЮНЕСКО в области наследия. Тридцать стран и специальная группа экспертов по научным, реставрационным и консервационным проектам были объединены в рамках инновационного подхода, тесно увязывающего деятельность по охране и устойчивому развитию.

Таким образом, за 25 лет Ангкор стал живой лабораторией, демонстрирующей потенциал устойчивого туризма и ремесел, с мобилизацией местных сообществ для социальной сплоченности в 112 деревнях. Сегодня гигантский объект поддерживает 700000 жителей и привлекает около пяти миллионов посетителей, поток которых необходимо регулировать каждый год. Власти парка реализуют несколько проектов, направленных на улучшение жизни местных сообществ путем внедрения устойчивого туризма, уважающего местные особенности. Исключение парка из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО, находящегося под угрозой, всего четырнадцать лет спустя – заслуга камбоджийского народа.

Тот факт, что проект такого масштаба был успешно осуществлен в стране, вышедшей в 1992 году из более чем двадцатилетнего конфликта, является свидетельством потенциала Конвенции о всемирном наследии и международной солидарности под руководством ЮНЕСКО.


Мостар – Символы имеют значение, на войне и в мире

©ЮНЕСКО

Конец июля в Боснии и Герцеговине. Пик лета означает наплыв туристов на брусчатые аллеи Мостара. Уютный средневековый город имеет долгую, богатую историю, отмеченную мирным сосуществованием трех общин: боснийцев-мусульман, православных сербов и хорватов-католиков. Приехав в город, туристы со всего мира устремляются к самому символичному памятнику Мостара – Старому мосту.

Шедевр османской архитектуры, Старый мост, как его называют местные жители, является символом различных общин, существовавших бок о бок в этом районе. Мост объединял их через реку Неретву с 16 века вплоть до Боснийской войны. Мост был символом единства между боснийской общиной (мусульманской) на востоке города и хорватами и сербами на западе. Мостарский мост (османского, следовательно, мусульманского происхождения) служил связующим звеном между всеми этими общинами – как пешеходный мост, он не имел военного или стратегического значения. Его разрушение в 1993 году было направлено лишь на то, чтобы заставить общины разойтись, лишить их возможности смешиваться с соседями. Мост лежал в руинах, а вместе с ним и ценности мира и взаимопонимания, которые воплощала эта многовековая структура.



©ЮНЕСКО

Пять лет спустя ЮНЕСКО стала координировать проект по восстановлению Старого моста. Несмотря на шрамы войны, которые и сегодня видны на городских стенах, восстановленный мост стал символом примирения и постконфликтного исцеления.

Сегодня толпы людей заполняют улицы, чтобы посмотреть на традиционные соревнования по прыжкам в воду с вершины моста – давний обычай, возобновленный после того, как Старый мост вновь обрел свою былую славу. Каждый июль молодые люди из трех общин Мостара соревнуются в мужестве, прыгая в реку на глубину 29 метров, как это было до войны.

Более четырех лет после прекращения огня бывшие враги работали вместе, чтобы извлечь камни из русла реки и восстановить свой бывший символ дружбы. Восстановленный в 2004 году и включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2006 году, Старый мост сегодня является связующим звеном между общим прошлым и общим будущим. Конечно, недостаточно восстановить мост, чтобы вернуть доверие и восстановить мир в разрушенном войной обществе. Но, безусловно, важно заботиться о символах мира.


Тимбукту – Когда полководцы нацеливаются на наследие, миротворцы отвечают еще большим наследием

©ЮНЕСКО

Расположенный у ворот в пустыню Сахара, Тимбукту вызывает в воображении образы мифического города на краю света, куда арабские и африканские купцы приезжали издалека, чтобы торговать солью, золотом, скотом и зерном. В английском языке город на севере Мали стал обозначать далекое место. Несмотря на это, караваны все еще курсируют по пустыне и приходят в город несколько раз в год. Они везут каменную соль, добываемую в северной Сахаре, как на протяжении веков это делали их предки.

В период своего расцвета, в 16 веке, город насчитывал 100000 жителей, поскольку его мечети и святые места сыграли важную роль в распространении ислама в Африке. Город стал важным центром образования в Африке, а его библиотеки – хранилищем не менее 700000 исторических рукописей по искусству, науке и медицине, а также копий Корана. Эти рукописи, написанные витиеватой каллиграфией, свидетельствуют о богатстве африканской истории и интеллектуальной жизни.

Во время конфликта 2012-2013 годов более 4000 из 40000 рукописей, хранящихся в Институте Ахмеда Бабы, были утеряны. Некоторые были сожжены или украдены, а более 10000 находились в критическом состоянии. Жители Тимбукту помогли спасти свое драгоценное наследие, тайно переправив более 300000 рукописей в столицу Бамако. Другие тексты были укрыты между глинобитными стенами или закопаны. Хотя рукописи были защищены от немедленного уничтожения, сейчас они хранятся в условиях, которые могут не обеспечить их сохранность для будущих поколений.

Чтобы помочь сохранить культурное наследие Тимбукту и способствовать примирению, ЮНЕСКО оказывает поддержку местным общинам в участии в проектах по сохранению древних рукописей и обеспечению их долговременного сохранения для всего человечества.

ЮНЕСКО координирует работу по восстановлению четырнадцати мавзолеев, включенных в Список всемирного наследия, а также мечетей Джингарейбер и Сиди Яха, которые были преднамеренно разрушены вооруженными группами во время конфликта.



©ЮНЕСКО

Восстановление разрушенного культурного наследия Тимбукту было направлено на содействие примирению между общинами и восстановление доверия и социальной сплоченности. Важным аспектом проекта было стремление включить реконструкцию мавзолеев в общую стратегию, направленную на возрождение строительных традиций и обеспечение их преемственности, посредством обучения на рабочем месте и проектов по сохранению.

Для того чтобы восстановленные святилища как можно лучше соответствовали старым, работы по реконструкции сверялись со старыми фотографиями и проводились консультации с местными старейшинами. Местные рабочие использовали традиционные техники и местные материалы, включая камень алхор, стебли риса и банко – смесь глины и соломы.

Разрушение мавзолеев Тимбукту стало шоком и явным поворотным моментом, показавшим, какое значение придается культуре и наследию в современных конфликтах, разжигаемых насильственным экстремизмом и фундаменталистскими идеологиями. Это показало, насколько сильно фундаменталисты готовы уничтожить другие исламские культуры и все, что отличается от их собственного видения. Подобное прямое уничтожение исламского, доисламского, христианского или еврейского наследия можно было наблюдать в Ираке и Сирии. Необходимость восстановления наследия стала не просто вопросом культуры – она стала вопросом безопасности и ключевым компонентом устойчивости и дальнейшего сплочения общества, раздираемого конфликтами.

В настоящее время памятники в Тимбукту являются живым наследием, тесно связанным с религиозными ритуалами и общинными собраниями. Их форма и очертания всегда менялись с течением времени в зависимости от годовых циклов (дожди и эрозия покрытия), регулярного технического обслуживания (каждые три-пять лет), ремонта структурных патологий, часто с добавлением контрфорсов, а иногда и более важных работ, включая расширение и подъем конструкции крыши. Как принять это во внимание, пытаясь направлять и помогать местным жителям в их самопомощи, их стойкости в сохранении своего наследия, как они это делали на протяжении более 600 лет? Что должно быть сделано и в каком объеме? Кто и за что должен отвечать? Это непростые вопросы сохранения наследия, выходящие далеко за рамки простого включения объекта в знаменитый Список всемирного наследия.


Сохранение культурной самобытности и корейских традиций: Узы живого наследия

©ЮНЕСКО

Конец ноября в сельской местности недалеко от Чонджу, столицы провинции Северная Чолла. Погода становится прохладной, а до наступления зимы осталось всего пара недель.

Пора готовиться к долгому морозному сезону. Пришло время готовить кимчхи. Это основное блюдо Республики Корея – гарнир из соленых и ферментированных овощей, который присутствует на каждом приеме пищи. Это не просто эмблематическое блюдо страны: его приготовление (кимчжан) является общинным мероприятием.

Хозяйки следят за прогнозами погоды, чтобы определить наиболее благоприятную дату и температуру для приготовления кимчхи. Для его приготовления собираются целые семьи, друзья и соседи. Процесс довольно трудоемкий и требует большого количества рук для обработки большого количества овощей, необходимых для хранения в течение зимних месяцев. Все они работают вместе, обмениваются советами и укрепляют свои отношения через кимчжан. Семьи по очереди готовят кимчхи, чтобы создать более тесные связи.

Сегодня по этому случаю вся деревня соберется в одном из домов. Вместе они помоют капусту, которую накануне мариновали в соли, и добавят приправы, которые придадут кимчи его уникальный кисло-острый вкус. Особые методы и ингредиенты передаются от матери к дочери, чтобы культура кимчжан сохранялась из поколения в поколение.

С 2013 года кимчжан включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО как важная часть корейской культуры, олицетворяющая дух сотрудничества и коллективизма в стране. Кимджанг – это жизненно важное культурное достояние общества, которое стоит сохранить и прославить для всего человечества. Несмотря на то, что в приготовлении кимчхи могут существовать региональные различия, оно выходит за рамки классовых, региональных и даже национальных границ.

Культурные традиции часто предшествуют установлению государственных границ и началу конфликта между гражданами. Общие культурные практики могут даже стать путем к примирению.



©ЮНЕСКО

Эти надежды материализовались в 2018 году, когда Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея решили сотрудничать над подачей совместной заявки традиционной борьбы в качестве элемента Репрезентативного списка нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Ссирум/Ссиреум (борьба) – это физическая игра и популярная форма развлечения, широко распространенная на всем Корейском полуострове. На Севере два соперника пытаются столкнуть друг друга на землю, используя сатпу (тканевый ремень, соединяющий талию и ногу), туловище, руки и ноги. Ссирум/Ссиреум отличается использованием сатпу и награждением победителя быком. На Юге ссирум/сиреум – это вид борьбы, в которой два игрока, одетые в длинные тканевые пояса вокруг талии и одного бедра, захватывают пояс соперника и применяют различные приемы, чтобы повалить его на землю. Победитель финальной игры для взрослых получает быка, символизирующего сельскохозяйственное изобилие, и титул «Джангса».

Будучи доступным видом спорта, который имеет небольшой риском травм, Ссирум/Ссиреум также предлагает в виде средства для улучшения психического и физического здоровья. Корейцы широко приобщаются к традициям ссирум/сиреум в своих семьях и местных сообществах: дети учатся навыкам борьбы у членов семьи; местные сообщества проводят ежегодные открытые турниры по борьбе; обучение ведется и в школах.



©ЮНЕСКО

После посредничества ЮНЕСКО два государства договорились о совместном рассмотрении соответствующих номинационных досье Межправительственным комитетом по охране нематериального культурного наследия в ноябре 2018 года. ЮНЕСКО приветствовала эту инициативу регионального сотрудничества и своим историческим решением включила «Традиционную корейскую борьбу» (Ссирум/Ссиреум)» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества в качестве совместной заявки Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея. Хотя списки Конвенции включают несколько примеров многонациональных номинаций, подготовленных несколькими государствами (от кускуса до искусства соколиной охоты и средиземноморской диеты), объединение двух государств-участников для совместного включения Комитетом корейской традиционной борьбы является беспрецедентным. Оно знаменует собой весьма символичный шаг на пути к межкорейскому примирению. Это также победа давних и глубоких связей между обеими сторонами межкорейской границы и той роли, которую культурная дипломатия может играть в международных отношениях.


Продвижение культуры в постковидном мире

©ЮНЕСКО

Культурные и творческие индустрии – один из самых быстрорастущих отраслей в мире. С оценочной стоимостью 4.3 триллиона долларов США в год, сектор культуры сегодня составляет 6.1 процента мировой экономики. Они приносят ежегодный доход в размере 2250 миллиардов долларов США и обеспечивают почти 30 миллионов рабочих мест по всему миру, в которых занято больше людей в возрасте от 15 до 29 лет, чем в любом другом секторе. Индустрии культуры и творчества стали важнейшим фактором инклюзивного экономического роста, сокращения неравенства и достижения целей, сформулированных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Принятие в 2005 году Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения стало важной вехой в международной культурной политике. Благодаря этому историческому соглашению мировое сообщество официально признало двойственный характер, как культурный, так и экономический, современных форм культурного самовыражения, создаваемых творческими работниками и специалистами в области культуры. Определяя разработку и реализацию политики и мер, поддерживающих создание, производство, распространение культурных товаров и услуг, а также доступа к ним, Конвенция 2005 года лежит в основе творческой экономики.

Признавая суверенное право государств поддерживать, принимать и осуществлять политику по охране и поощрению разнообразия культурного самовыражения как на национальном, так и на международном уровне, Конвенция 2005 года поддерживает правительства и гражданское общество в поиске политических решений возникающих проблем.

Основываясь на правах человека и основных свободах, Конвенция 2005 года в конечном итоге обеспечивает новую основу для информированных, прозрачных и партисипативных систем управления культурой.


Постоянное переосмысление культуры и наследия

©ЮНЕСКО


История ЮНЕСКО свидетельствует о глубокой трансформации концепции культуры за последние десятилетия. От глобальных конвенций, касавшихся в основном строительства и каменных сорружений в 60-70-е годы, международное сотрудничество открыло новые направления для охраны и продвижения культуры, включая нематериальное культурное наследие, культурное разнообразие и креативную экономику. Инициатором определения понятия «культура» стал комитет под руководством бывшего Генерального секретаря ООН Хавьера Переса де Куэльяра и конференция Mondiacult в 1982 году. Ожидается, что в 2022 году на всемирной конференции Mondiacult будет подведен итог прогресса, достигнутого в области культурной политики за последние 40 лет, и заново обдумано ее будущее в мире после COVID-19.



Оригинальная версия данной статьи

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/cultural-heritage-7-successes-of-unesco-s-preservation-work