Нести мир в сознание мужчин и женщин

В докладе ЮНЕСКО отмечается, что несмотря на достигнутый прогресс неравенство в области образования в Евразии сохраняется

10 июня 2021

ЮНЕСКО призывает правительства отказаться от раздельного обучения и перейти к таким системам инклюзивного образования, которые удовлетворяют потребности всех учащихся.

7 июня стейкхолдерам в сфере образования была представлена русско-язычная версия нового регионального доклада ЮНЕСКО «Для всех означает для всех», охватывающая 30 систем образования в Центральной и Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии. На встрече были обсуждены выводы и рекомендации доклада, относящиеся к Центральной Азии и Южному Кавказу.

Доклад «Для всех означает для всех», подготовленный группой Всемирного доклада по мониторингу образования ЮНЕСКО , Европейским агентством по особым потребностям и инклюзивному образованию и Сетью центров образовательной политики , свидетельствует о том, что дети с ограниченными возможностями и дети из числа этнических меньшинств по-прежнему недостаточно охвачены образованием, несмотря на общий прогресс в обеспечении доступа к образованию за последние 20 лет и 50-процентное сокращение числа детей, не посещающих школу.

Согласно докладу в настоящее время предпринимаются шаги по созданию более инклюзивных систем образования. Доля детей с ограниченными возможностями в специализированных школах сократилась с 78% в 2006 году до 53% в 2016 году. За этот же период доля детей, находящихся в учреждениях интернатного типа в регионе, также сократилась на 30%. Однако сохраняется наследие раздельного школьного обучения, которое когда-то ошибочно считалось эффективным.

Обязательство обеспечить обучение на родном языке учащихся означает, что в 22 странах существуют отдельные школы для языковых и этнических меньшинств. Но параллельное обучение сопряжено с риском: разные учебные программы закрепляют этнические стереотипы, учебники переводятся с языка большинства, а круг предметов, предлагаемых меньшинству, является ограниченным. Двуязычное образование, в рамках которого как большинство, так и меньшинство изучают историю и традиции друг друга, является редким исключением.

Несмотря на достигнутый прогресс, дети с ограниченными возможностями по-прежнему с большей вероятностью не посещают школу и не охвачены системой общего образования. В ряде стран доля детей-инвалидов среди детей, не посещающих школу, в среднем вдвое превышает долю детей, посещающих школу.

В докладе содержится предостережение в отношении того, что пандемия COVID-19 отбросит на второй план шаги по интеграции в области образования в регионе. По оценкам, обучение в Интернете является проблемой для каждого четвертого учащегося средней школы, не имеющего ноутбука, и каждого десятого, не имеющего доступа к Интернету. Только 43% стран разработали учебные материалы для носителей языков меньшинств.





«Пандемия COVID-19 представляет собой препятствие для инклюзивности в образовании. Импульс будет утрачен, если правительства не будут в срочном порядке уделять приоритетное внимание проблемам инклюзивности, способной восстановить более эффективные системы образования, ценящие многообразие всех учащихся», - заявил Манос Антонинис, директор Всемирного доклада по мониторингу образования.

Дискриминация по признаку пола также широко распространена, а в некоторых случаях растет. Лишь в 7 из 23 стран существует политика, прямо направленная против издевательств и дискриминации в школах по признаку сексуальной ориентации, гендерной идентичности и самовыражения.

В рамках регионального запуска разработчики доклада продемонстрировали прогресс стран по укреплению инклюзивности в странах Центральной Азии и Южного Кавказа и обратили внимание образовательных стейкхолдеров на проблемные вопросы и вызовы, препятствующие предоставлению качественного образования детям и молодежи на справедливой основе.

Презентация основных выводов и рекомендаций доклада была продолжена дискуссией между участниками встречи. Директор Республиканского центра профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся Республики Узбекистан г-жа Гайнутдинова Лилия Рифхатовна поделилась опытом Узбекистана по экспериментальному введению инклюзивного образования на уровне начальных классов в 42 школах страны. В Узбекистане функционирует Лаборатория инклюзивного образования, которая призвана создавать условия для инклюзивного образования в общеобразовательных школах, включая, разработку технологий, проведение научных исследований, изучение лучших мировых практик, методическое обеспечение и психолого-педагогическую поддержку учащихся. Особый интерес для участников представил опыт Узбекистана по обучению детей с ограниченными возможностями по здоровью. Так, с начала пандемии в стране действовало 4 онлайн-школы для учащихся с различными формами ограничений. Представители Таджикистана отметили важную роль министерства финансов для реализации принципов инклюзивного образования при внедрении подушевого финансирования в странах региона. Кроме того, участники согласились с необходимостью расширения понимания инклюзивного образования на уровне государственной политики и включения в него всех учащихся, независимо от их идентичности, происхождения или способностей.



В заключении встречи, модератор Елена Ленская из Сети центров образовательной политики призвала всех участников к действию по сбору более качественных данных, без которых мы не сможем понять истинный масштаб проблемы, совершенствованию государственной политики и обмену передовым опытом и знаниями о том, как мы можем сделать наше общество более справедливым и гуманным.

Данный призыв становится особенно актуальным сегодня, когда пандемия COVID-19 усугубила образовательное неравеноство и страны должны извлечь уроки из практики дистанционного обучения для построения новой системы образования, поиска новых способов адаптации к потребностям всех детей.

С текстом доклада на русском языке можно ознакомиться здесь .

Резюме Доклада на 26 языках, в том числе, азербайджанском, армянском, грузинском, казахском, кыргызском, русском, таджикском и узбекском, доступны на веб странице Регионального Доклада .

Запись встречи на русском и английском языках доступны здесь.

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/despite-progress-unesco-report-finds-that-education-inequalities-persist-in-eurasia