Нести мир в сознание мужчин и женщин

Дневник №4 Центральноазиатской лаборатории сценарного мастерства: история Азизбека

22 Августа 2021

Мы продолжаем серию статей о работе Центральноазиатской лаборатории сценарного мастерства (CASL), которая проводится Бюро ЮНЕСКО в Алматы в рамках проекта «Усиление киноиндустрии в Центральной Азии» при поддержке правительства Республики Корея. В этот раз мы расскажем историю Азизбека Маннопова – сценариста из Узбекистана, а также участник лаборатории CASL.

Азизбек с юности увлекался литературой и кинематографом, посещая вечерние курсы сценарного мастерства, его хобби постепенно переросло в профессию. Сейчас он работает менеджером по проектам в Фонде развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан. За плечами Азизбека множество проектов, на данный момент он занимается подготовкой документального фильма «На пути к великолепию Центральной Азии» (рабочее название), который будет представлен в рамках выставки в музее Лувр в 2022 году. Однако, у молодого специалиста есть мечта – снять фильм по сценарию своего проекта «Города», над которым он работает в рамках лаборатории CASL.

Об узбекском кинематографе и его перспективах

«Я не в той позиции, чтобы судить нашу киноиндустрию, но как наблюдатель и человек, который тоже увлечен кинопроцессами, я могу сказать, что сейчас выделяется достаточно много внимания кинематографу – он, так или иначе, развивается. Есть талантливые молодые ребята, которые стараются что-то писать, создавать. Я надеюсь, что они смогут реализовать свои идеи. При этом, есть свои проблемы – кинематограф недостаточно развит как индустрия, а именно кинопроизводство, кинопрокаты и так далее. Есть недостатки в кинообразовании, мне кажется, можно было бы наладить процесс взращивания молодых талантов, режиссеров, операторов» – поделился наш герой.

Несмотря на перечисленные минусы киноиндустрии, Азизбек считает, что у Узбекистана есть большие перспективы в сфере кино: «В целом, у кинематографа в Узбекистане есть большие перспективы. С точки зрения кинопроизводства, тут много объектов и локаций, которые были бы интересны как для местного кинематографа, так и для зарубежного. Если говорить с точки зрения творчества, то я вижу здесь потенциал, потому что в нашей молодой стране есть достаточно большое количество нерешенных вопросов, что создает почву для творческого поиска и его художественного выражения в литературе и в кинематографе».

«Сейчас есть интересные фильмы, крупные проекты, поэтому я с надеждой смотрю на будущее узбекского кинематографа» – заключил он.





Национальная самоидентификация и «Города»

К участию в программе для молодых сценаристов Азизбек подошел с энтузиазмом: «CASL – очень крутой и интересный опыт для меня, как только я увидел объявление о начале программы, я сразу же заинтересовался и решил подать заявку. Благо, меня приняли. Каждую неделю у нас проходят занятия с замечательным мастером Дмитрием Поповым, который очень доброжелательно и с большим интересом задает некое направление каждому участнику и помогает нам формировать идеи и сценарии. В рамках лаборатории я познакомился с большим количеством интересных ребят – они все такие разные, у каждого свой проект. Для меня каждый проект – неожиданность. Это очень интересно, когда творческие люди собираются вместе и еще выделяют целое занятие твоему проекту: обсуждают его и каждый высказывает свое мнение».

В рамках программы Азизбек написал проект «Города», в котором он поднял вопрос национальной самоидентификации узбеков: «В Городах я поднимаю вопрос национальной самоидентификации. В нем я показываю, как герои истории воспринимают себя в меняющемся мире и в стране, где происходит столько разных процессов. В Узбекистане очень много людей находятся в поиске себя – для них важно определить, кем они являются на самом деле, выстроить для себя ориентиры, понять, куда они пришли и куда направляются, куда они идут как сообщество, общество, страна и нация. В этом движении я бы хотел показать двух молодых людей, которые оказываются в ситуации, когда им приходится переехать из одного города в другой, и где между ними происходит некое притяжение и в тоже время они осознают, что они несколько пугают друг друга. Все действия происходят на фоне городов, отражающих внутреннее состояние героев и передающих атмосферу».

Во время обучения он приобрел для себя важные навыки: «Мастера учат нас продвигать и презентовать свой проект, помогают делать шаги в сторону реализации и воплощения проекта – это тоже очень важно».





О профессии сценариста и не только…

Азизбек любит свою профессию за постоянные перемены и новых людей вокруг: «Ты общаешься с новыми людьми, слышишь их истории, видишь, как они живут, разную архитектуру, культуру и поведение – это все вдохновляет тебя и дает какую-то базу опыта, которую ты воспринимаешь и проводишь через себя, конечно, это рождает что-то новое в тебе».

На вопрос о любимом кино, молодой сценарист ответил: «У меня нет каких-то определенных предпочтений – я люблю и смотрю разное кино. Мне нравится советское и российское кино. В том же Балабанове меня привлекает эстетика быта, насилия – как он из мрака происходящего вытаскивает какую-то светлую сторону. Хоть это и не всегда очень лицеприятно, но в этом и рождается какая-та магия кино. Также мне нравится узбекское кино – я более восприимчив к нему, потому что оно все-таки затрагивает какие-то близкие для тебя моменты, которые ты знаешь и прочувствовал. Али Иргашевич Хамраев или Юсуп Сулейманович Разыков – я их очень люблю и пересматриваю. Узбекское кино особенно для моего восприятия – в нем ты видишь какие-то моменты, которые российский или казахстанский зритель может не прочувствовать в полной мере через диалоги, постановку, объекты и локации. Когда ты видишь горы Байсуна из фильма Ёлкина Туйчиева «Две тысячи песен Фариды», а на фоне звучит традиционная колыбельная песня, конечно, это больше воздействует на тебя».

Среди понравившихся фильмов, Азизбек рекомендует к просмотру «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, «Теснота» Кантемира Балагова, а также «Убийство священного оленя» и «Лобстер» Йоргоса Лантимоса.

В конце он пожелал юным сценаристам: «Не бояться, если это действительно интересно ему/ей и он(а) хочет этим заниматься. Работать, писать, смотреть и читать. Не останавливаться, быть наблюдательным и стараться быть более восприимчивым к тому, что происходит вокруг, ведь это очень интересно вытаскивать что-то из своего персонального опыта и потом вкладывать это в слова, а из этого создавать новую историю».

Интервью брала Айгерим Мухаметгали, стажёр по вопросам коммуникаций.

Предыдущие дневники:
Первоначальные участники проекта;
Тренеры проекта;
Дневник №1: рассмотрение заявок и отбор участников;
Дневник №2: консультации с Юлией Левицкой;
Дневник №3: История Айзады.

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/diary-4-of-the-central-asian-scriptwriting-lab-story-of-azizbek