Нести мир в сознание мужчин и женщин

Дневник №5 Центральноазиатской лаборатории сценарного мастерства: история Хуршеда

29 Августа 2021

Мы продолжаем серию статей о работе Центральноазиатской лаборатории сценарного мастерства (CASL), которая проводится Бюро ЮНЕСКО в Алматы в рамках проекта «Усиление киноиндустрии в Центральной Азии» при поддержке правительства Республики Корея. В этот раз мы расскажем историю Хуршеда Рашидова – участника лаборатории CASL, представляющего Таджикистан.

Хуршеду 19 лет, он студент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва, РФ) и сотрудник частной таджикской кинокомпании «Синамо». Несмотря на свой возраст, молодой человек ставит перед собой большие цели, одна из которых – снять свой фильм в Голливуде. Сейчас он вместе с другими участниками лаборатории работает над своим проектом “Лом” и шаг за шагом идет навстречу к своей мечте.

О таджикском кинематографе

«В период советского союза в Таджикистане была одна из сильнейших киностудий, но сейчас другое время. Сейчас отсутствует хорошее финансирование. Если мы возьмем какой-нибудь кинофестивальный проект в Средней Азии, то в среднем он стоит от 100 тысяч долларов. У нас большинство проектов, по меркам наших специалистов, стоят в пределах 15 тысяч долларов», – поделился Хуршед.

Молодой киносценарист отметил, что ввиду разных причин из Таджикистана идет отток технических специалистов и ощущается недостаток продюсеров, которые бы самостоятельно занимались созданием фильмов. Также он выделил плюсы кинематографа в стране: «Можно хорошее кино снять в два или три раза дешевле, чем в других странах. И конечно, наша перспектива заключается в талантливых людях – они проявят себя, но необходимо время, чтобы появилось финансирование их проектов».

Для знакомства с таджикским кинематографом и культурой в целом, Хуршед посоветовал: «Если рекомендовать таджикские фильмы иностранцам – я бы начал с советского кинематографа «Смерть ростовщика», «Рустам и Сухраб» – это классика. Если говорить про современный кинематограф – я бы посоветовал иностранному зрителю посмотреть фильм Руми Шоазимова – «Сон обезьяны» и «Провинциальные мечтатели». По моему мнению, это такое гротескное кино, которое очень четко изображает таджикскую атмосферу и дух».





Про «Лом» и CASL

«Я очень рад, что стал участником лаборатории, потому что проект, который я выбрал, был достаточно сырым. Я мог бы выбрать хороший проект и получить одобрение тренеров по нему, но я выбрал специально слабый и достаточно сырой проект, зная какие там есть грамотные специалисты. Я воспользовался этой ситуацией, чтобы мне помогли превратить мой проект в настоящий бриллиант» – объяснил молодой сценарист.

Его проект «Лом» рассказывает историю о 17 летнем подростке Азамате, который испытав унижение от хулиганов, ставит себе цель стать местным авторитетом. На пути к своей цели он испытывает давление от своих новых друзей, которые заставляют его делать деградирующие поступки. Параллельно, он испытывает душевную пустоту, вызванную разрушением дружбы с его лучшим другом Фарходом и холодным отношением его отца, который винит его в смерти матери. Это давление трансформирует его и в итоге, не замечая этого, он превращается в того, в кого он так сильно презирал – в жестокого хулигана.

Своим проектом Хуршед хотел выразить свой манифест против насилия, в котором будут показаны все уродство жестокости и картины, вызывающие холодный страх у зрителя.

Другой вопрос, который он хочет затронуть в «Ломе» – причины возникновения потерянного поколения в Таджикистане: «Второй момент – я задавался вопросом, откуда вообще появляется «быдло»? Сначала я думал, что все дело в бедности страны, но потом я наблюдал за деревенскими ребятами и видел, что у многих из них есть мотивация учиться. После того, как они выполнят хозяйственные дела, многие из них читают книги. Я продолжил размышлять на эту тему, и пришел к выводу, что родители играют важную роль в создании личности ребенка. Мне кажется, что если родители тебя нормально воспитали, заложили определенные моральные устои, то даже если ты будешь смотреть самую аморальную поп культуру – ты никогда не будешь совершать плохие поступки. По этой причине, в этой картине я хочу показать, как живет потерянное поколения Таджикистана, и причины почему оно становиться потерянным. Я хочу сделать акцент на родителях, что их внимание – это самое главное».

По словам Хуршеда, во время обучения в лаборатории CASL он получил инструменты для достижения целей киносценариста, а также общение с истинными художниками и педагогами: «Такой богатый набор людей с разными направлениями и профессиями очень помогают твоему проекту и делают его более разносторонним. Я очень доволен. Если лаборатория CASL снова объявит о наборе участников, я советую многим начинающим кинематографистам пойти туда, потому что там всегда полезная и уникальная информация».





О своем пути и магии кино

Еще с 16 лет Хуршед начал писать сценарии к своим творческим проектам, начиная начиная с вайнов в инстаграмме до профессиональных роликов для своего ВУЗа.

По мнению парня, любовь к кинематографу ему передалась от отца: «Мой отец закончил ВГИК и до того, как я осознал, что хочу полностью заниматься кинематографом, я не знал, что мой отец учился там. Когда я ему сообщил, что хочу заниматься кино, и мне это нравится, он сказал: «Так я же в ВГИКе учился». Мой папа учился на продюсерском факультете, а я выбрал режиссерский».

«С детства моё хобби было смотреть фильмы – я мог часами смотреть фильмы, и у меня выработался киноманский IQ – когда ты знаешь кино, у тебя сформировался свой вкус, и ты хочешь убрать или добавить что-то свое. Тогда я понял, что хочу создавать свое кино, я для этого готов и духовно, и ментально, и решил, что буду кинематографистом, сценаристом или режиссером. Главное, создавать что-нибудь хорошее и интересное» – поделился парень.

В выбранной профессии его больше всего привлекает реакция и внимание зрителей: «Внимание зрителей схоже с энергетическим напитком, который заряжает любого художника и кинематографиста». По этой причине, мечта молодого сценариста выйти на международный уровень: «Моя цель – снять кино, которое будет снято в Голливуде, а если оценит Голливуд, то это распространится по всему миру».

«В любой комедии ты можешь найти драму, а в любой драме ты можешь найти комедию. Каждый человек может найти что-то свое в любом фильме, что тронет его до глубины души и сердца - в этом и заключается магия кино» – заключил Хуршед.

Также он посоветовал юным киносценаристам: «Определите точно, чего вы хотите, выберите свою стезю – чтобы вы точно выбрали и перед вами была поставлена ясная цель. Второе – вы должны заплатить огромную цену – свое время и труд, и если вы искренне посвятите себя всему этому, то в будущем это все окупится. Самое главное – трудиться».

Интервью брала Айгерим Мухаметгали, стажёр по вопросам коммуникаций.

Предыдущие дневники:
Первоначальные участники проекта;
Тренеры проекта;
Дневник №1: рассмотрение заявок и отбор участников;
Дневник №2: консультации с Юлией Левицкой;
Дневник №3: история Айзады;
Дневник №4: история Азизбека.

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/diary-4-of-the-central-asian-scriptwriting-lab-story-of-hurshed