Нести мир в сознание мужчин и женщин

Дневник №6 Центральноазиатской лаборатории сценарного мастерства: история Айнур

6 Сентября 2021

Мы продолжаем серию статей о работе Центральноазиатской лаборатории сценарного мастерства (CASL), которая проводится Бюро ЮНЕСКО в Алматы в рамках проекта «Усиление киноиндустрии в Центральной Азии» при поддержке правительства Республики Корея. В этот раз героиней нашего рассказа стала Айнур Мубарова – участница лаборатории CASL и сценаристка из Казахстана.

Айнур с детства любила писать рассказы и мечтала работать в сфере кино, однако, жизнь распорядилась иначе – она получила образование экономиста и проработала в банке 9 лет. Мечта сценаристки – увидеть свой фильм на большом экране, хоть ее история в мире кино только началась, по ее рассказам уже был снят короткометражный фильм «Цифры Розы». Сейчас Айнур воспитывает троих детей и вместе с другими участниками лаборатории работает над идеей фантастической комедии «Ти-мэны».

О киноиндустрии в Казахстане

«Мы маленький рынок, который очень талантливый, но которому очень тяжело дается развиваться из-за того, что нет денег на продвижение. Просто все упирается всегда в деньги, поэтому я считаю, что самый главный недостаток нашего кинематографа – отсутствие поддержки» – выделила Айнур. Несмотря на минусы, сценаристка имеет большие надежды на будущее казахского кинематографа: «Среди положительных сторон – это то, что сейчас зарождается креативная экономика, и вообще Казахстан сейчас на слуху во всем мире, не только в плане кино, но и вообще, творчества. Я думаю, вообще, сейчас то самое время, когда наши таланты проявятся, наши люди заявят о себе. Про наш кинематограф знают именно в узком кругу авторского кино и фестивалей, а мир о нас узнает, когда мы начнем выпускать хорошее коммерческое кино, и я думаю, что это как раз скоро наступит. Мир о нас заговорит».

Также по мнению Айнур, в Казахстане у молодых и талантливых сценаристов есть большие шансы, что их заметят: «Киноиндустрия в Казахстане – не закрытый клуб, ты можешь попасть туда легко, если у тебя есть терпение, труд и талант. Наши заметят, увидят и возьмут – вот это я считаю, позитивная сторона».




«Даже полные неудачники могут спасти мир»

В лаборатории CASL Айнур нашла для себя блестящие перспективы: «Для меня это была огромная возможность, во-первых – это проект от международной организации, реализуемый при поддержке Республики Корея. В конце проекта нас ждет питчинг на международной арене – это возможность, которую ни один сценарист никогда не упустит. Что я узнала нового? Всё, то есть нас полностью погрузили во все нюансы; мне очень нравится, что среди наших наставниковесть продюсеры, режиссеры, сценаристы, драматурги».

Помимо знаний, навыков презентации проектов, ценных советов, сценаристка приобрела там важные знакомства: «Мы друг друга узнаем и у нас возникают связи между собой, поэтому в будущем мы будем друг другу помогать и это тоже очень важно. Мне кажется, очень важно иметь связи и знакомства в кинематографе, как и в любой другой сфере».

Проект «Ти-мэны» рассказывает историю о шарлатане, который претворяется шаманом и якобы слышит богиню Умай. Однажды к нему приходит его сестренка, которую он не видел много лет. Ей 17, она не имеет и малейшего представления, что ей делать, а она беременна реинкарнацией тенгрианского бога. Герой должен помочь своей сестре, потому что на этого малыша охотится бог смерти – Ирлик. Далее, собирается команда из таких же лузеров: бывший домовой, девятихвостая лиса, богиня Умай, живущая обычной жизнью, девочка и он сам. Впятером они должны доставить ее в центр Евразии и помочь ей родить этого бога. Если родится этот бог – в мир магия вернется и тогда все изменится, но пока этого не случилось, им приходится проходить через различные злоключения.

«Главная идея фильма – это то, что даже полные неудачники могут спасти мир», – комментирует девушка.

Айнур раскрыла нам основную цель проекта: «Я хочу, чтобы проектрассказал зрителю о нашей стране, прошлой религии, современной Алмате и красотах степей. Этим фильмом я бы хотела приоткрыть занавесу нашего кинематографа миру, чтобы люди посмеялись, влюбились в наших актеров, казахов, этот фильм и атмосферу – это мечта».




«Дарить тепло и вдохновение»

Для Айнур важно, чтобы ее фильмы несли смысл: «В моих фильмах будут всегда подниматься темы доброты, дружбы, любви, семьи. Я не хочу, чтобы мои фильмы пропагандировали неправильные вещи, так уж получается, что все мои проекты связаны с детьми. Я сама мама троихи очень люблю детей, я хочу, чтобы я смогла до них что-то донести и повлиять на их умы».

«Мой любимый фильм – это «Служебный роман», я могу его смотреть бесконечно и другие подобные ему фильмы. Мне нравятся добрые комедии, конечно, я уважаю глубокое авторское кино, драмы, но именно комедии замотивировали меня стать сценаристом, потому что после них я чувствую себя вдохновленно, после них у меня остается хорошее послевкусие и вообще прекрасно проводишь время» – делится девушка.

Знакомство с казахским кинематографом Айнур советует начать с авторского кино: «Из авторского кино я бы посоветовала «Уроки гармонии» Эмира Байгазина. Я не очень люблю тяжелые фильмы, но этот особенный, я думаю, что его обязательно надо посмотреть. Из комедий, буду банальной, но нужно посмотреть «Келинку Сабинку», потому что, как ни крути, она смешная и необычная. Мне очень понравилась первая часть фильма – «Каникулы оффлайн»; и у нас есть классика, которую надо смотреть – «Шал», «Келин» и так далее».

Как многие художники, сценаристка находит свое вдохновение в глазах читателя и зрителя: «Больше всего меня в работе вдохновляют моменты, когда я читаю свои сценарии кому-то и вижу как люди реагируют: смеются, им интересно. Вдохновлять людей – это главное, что я бы хотела передавать через свои фильмы. Если после фильма ты вдохновился и фильм повлиял на тебя с хорошей стороны, что-то в тебе поменялось и кликнуло, то это уже 100% магия кино».

Напоследок Айнур дала несколько советов начинающим сценаристам: «Во-первых, получить образование, потому что это будет гораздо сложнее продать – это сразу чувствуется, когда по специфике нет знаний. В сценариях есть законы, которые нужно изучить и знать. А если ты знаешь как создавать, то мой совет – участвовать во всех конкурсах, постоянно работать. Записывайте мысли, которые приходят вам в голову, носите при себе блокнот или пишите в заметках на телефоне. Услышали классную шутку, фразу – запишите, идете по улице и увидели вдохновляющую ситуацию – запишите, потому что потом это вылетит из головы».

Интервью брала Айгерим Мухаметгали, стажёр по вопросам коммуникаций.

Предыдущие дневники:
Первоначальные участники проекта;
Тренеры проекта;
Дневник №1: рассмотрение заявок и отбор участников;
Дневник №2: консультации с Юлией Левицкой;
Дневник №3: история Айзады;
Дневник №4: история Азизбека;
Дневник №5: история Хуршеда.

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/diary-6-of-the-central-asian-scriptwriting-lab-story-of-ainur