Нести мир в сознание мужчин и женщин

Дневник №9 Центральноазиатской лаборатории сценарного мастерства: консультации Саодат Исмаиловой

27 октября 2021

Мы продолжаем серию статей о работе Центральноазиатской лаборатории сценарного мастерства (CASL), которая проводится Бюро ЮНЕСКО в Алматы в рамках проекта «Усиление киноиндустрии в Центральной Азии» при поддержке правительства Республики Корея. В этот раз мы хотим рассказать о работе участников проекта с узбекским режиссером и художницы Саодат Исмаиловой, которая также была одним из тренеров проекта.

Саодат Исмалова окончила Государственный институт искусств Ташкента, а также Французскую национальную студию современного искусства Le Fresnoy (2018), где создала фильмы «Шепот Окса» и «Два горизонта». Участвовала в художественной резиденции Fabrica Центра исследований и коммуникаций в Бенеттоне, Италия; художественной резиденции DAAD в Берлине, Германия (2005); художественной резиденции Офиса современных искусств OCA в Осло, Норвегия (2017). Среди фильмов и художественных работ – «Арал: Рыбалка в невидимом море», который выиграл приз как лучший документальный фильм на Туринском кинофестивале 2004 г; видеоинсталляция «Зухра», которая участвовала в Венецианской биеннале 2013 в Центрально-Азиатском павильоне; фильм «40 дней тишины», премьера которого состоялась на Берлинском международном кинофестивале в 2014 году; киноэссе «Заколдованный», премьера которого состоялась на международном кинофестивале CPH:DOX в 2017 г. В настоящее время руководит лабораторией CCA LAB Центра Современного искусства в Ташкенте (Узбекистан). Работает над своим вторым художественным фильмом «Баразг».

О CASL и киноиндустрии Центральной Азии

Тренер проекта из Узбекистана начала свой рассказ об участии в Лаборатории CASL с предыстории. «Мое вовлечение в проект случилось в результате проведения двух онлайн мероприятий в рамках движения ResiliArt: «Молодые профессионалы киноиндустрии в Центральной Азии: дальнейшие перспективы во время и после пандемии COVID-19» и «Кинонаследие Центральной Азии. Вызовы в области сохранения и популяризации», организованными Кластерным Бюро ЮНЕСКО в Алматы в конце 2020 года. В их ходе со стороны организаторов нам были заданы вопросы о проблемах кино ЦА. Отсутствие высших учебных заведений, специализированных на драматургии и сценарном мастерстве оказалось одной из самых острых проблем для всех республик ЦА после развала СССР, так как в советское время драматурги обучались в Москве».

Затем г-жа Исмаилова подробно рассказала о том, как проходил отбор участников лаборатории. «Множество заявок с крепким потенциалом были отправлены из Казахстана. Они были разножанровые, что уже проявляло «насмотренность» молодых кинематографистов и понимание международной киноиндустрии. Хорошо заявил о себя также Кыргызстан, своими более «почвенными» темами, базирующимися на культурной специфике страны, а также острым вопросом трудовых мигрантов, и оставленными в стране поколением детей, которые растут без родителей. Выбор участников был длительным, так как хотелось сохранить равенство участвующих стран, а также гендерное равенство. Однако самым непростым было определение потенциала заявленных синопсисов. Мы единогласно пришли к заключению, что мы не можем лимитировать ни жанром, ни хронометражем, т.е. приняли синопсисы как к полнометражным и короткометражным художественным фильмам, так и сериалы, как коммерчески возможные, так и сугубо авторские киносценарии. Мы также пригласили участников с расчетом, что какое-то количество участников в процессе либо уйдут по своему желанию, либо по возникшим обстоятельствам. В итоге мы единогласно выбрали 24 участника с которыми началась увлекательная работа».

О собственных консультациях

Используя опыт личного участия в аналогичных лабораториях, Саодат Исмаилова предложила разделить консультации на два этапа. «На первом этапе я общалась с каждым учащимся до того как они начнут работу в группе, чтобы разобраться с генезисом их историй и тем, почему они решились взяться за те или иные темы. Как мне кажется, если сценарист может ответить на этот вопрос, это уже определенная гарантия в структурировании повествования. Они дали возможность услышать, как участники устно рассказывают свои проекты, какая из них исходит динамика, что сложно определить по синопсису и мотивационному письму, легко ли они рассказывают, не теряются ли в повествовании, могут ли привести слушателя к финалу, чтобы не стало скучно, или неясно, могут ли они очаровать своим повествованием. Для меня это уже была возможность определитель, насколько сценарист находится в своей теме и знает своего героя. Были хорошие моменты, когда некоторые участники вдруг раскрылись как великолепные кинооператоры, где-то я поняла что синопсис – это личная прожитая история, с кем-то мы переписывались и делились фильмами, которые могли бы вдохновить и помочь понять свой киноязык. Также эта активность вне лаборатории и напористость, указывает на вовлеченность участников в свою профессию. Но что самое важное, и одновременно сложное для оценки участников, это то, настолько они разнообразные в своем понимании кино, историй, целей и замыслов».

Наблюдая за работой тренеров, наша героиня решила, что могла бы внести продуктивный вклад в работу лаборатории путем выстраивания визуальной линии истории («mood board» на английском). «Mood board помогает писать точнее, так как поиск визуальных изображения, может помочь разобраться не только в персонажах, их состояниях и эмоциональной арке, но и понять, какие нужно искать локации. И самое важное, что этот документ может быть использован как подсказка не только во время питчинга, но и сразу же проявить, есть ли у пишущего художественный вкус и чувство композиции, как он/она себе представляет себе фильм. Mood board также используется при встречах с продюсерами, руководителями фондов, кинооператорами, т.е. во время встреч единомышленников и группы. Этот документ демонстрирует то, что невозможно описать текстом, а кино – это в первую очередь это изображение и звук».

Также г-жа Исмаилова дала характеристику своим собственным впечатлениям от участия в проекте: «Опыт менторства для меня был интересным и обогатительным, а также замечательной возможностью понять региональный потенциал, услышать разнообразные истории, и познакомится с молодым поколением кинематографистов, которые, надеюсь, будут общаться после проведения Лаборатории, а возможно где-то сотрудничать. Также было приятно познакомиться с коллегами из Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Как мне кажется, у нас была прекрасная команда, которая целенаправленно работала над тем, как помочь участникам развивать свои навыки».

Об итоговом питчинге проектов и их будущем

В заключении Саодат высказала уверенность, что во время итогового питчинга проекта лаборатории участники получат как минимум интересный опыт, а может и какие-то профессиональные пожелания и предложения. «В любом случае, думаю, что питчинг приведет конструктивные и продуктивные реакции по выступлениям участников. Но я думаю, что рассчитывать на быстрые инвестиции не нужно. Обычно продюсирование кино занимает минимум год, а то и намного больше».

Предыдущие материалы:
Представление участников проекта;
Представление тренеров проекта;
Дневник №1: рассмотрение заявок и отбор участников;
Дневник №2: консультации Юлии Левицкой;
Дневник №3: история Айзады;
Дневник №4: история Азизбека;
Дневник №5: история Хуршеда;
Дневник №6: история Айнур;
Дневник №7: консультации Искандара Усмонова;
Дневник №8: консультации Эрке Джумакматовой.

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/diary-9-of-the-central-asian-scriptwriting-lab-consultations-of-saodat-ismailova