Нести мир в сознание мужчин и женщин

Образование для всех к 2015 году: добьемся ли мы успеха? Выход в свет Всемирного доклада ЮНЕСКО по мониторингу ОДВ 2008 года

9 Апреля 2008

С 2000 года наблюдается стремительный рост числа детей, поступающих в начальную школу, никогда прежде в школе не было так много девочек. Выросли расходы на образование и объем оказываемой ему помощи. Об этих хороших новостях сообщается в шестом выпуске Всемирного доклада ЮНЕСКО по мониторингу образования 2008 года. В то же время, в нем отмечается низкое качество образования, высокие затраты на обучение и сохраняющийся высокий уровень неграмотности взрослых – факторы, ставящие под угрозу достижение к 2015 году целей Образования для всех.

«Мы взяли правильный курс, но по мере развития систем образования нарастает сложность и специфика задач, которые предстоит решить, – говорит Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. – Последний доклад по образованию для всех четко выделяет эти задачи: охват образованием наиболее беззащитных и обездоленных, улучшение условий для обучения, наращивание помощи».

«Мы – в середине пути. В целом, мы склонны положительно оценивать достигнутое. Но еще больше предстоит сделать ради того, чтобы к сроку, завершающемуся в 2015 году, добиться поставленных целей. Прогресс в странах и регионах, в которых реализация Образования для всех сталкивается с наибольшими трудностями, более высок, чем в 90-е годы, – говорит Николас Барнетт, директор группы, готовившей доклад 2008 года, недавно назначенный на пост заместителя Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования. – Рациональная государственная политика и более высокие расходы на образование в сочетании с поддержкой из внешних источников помощи безусловно сказываются на жизни миллионов детей, например, в Буркина-Фасо, Эфиопии, Индии, Мозамбике, Объединенной Республике Танзании, Йемене и Замбии».

По данным, приводимым в докладе, за период 1999-2005 г.г. число детей, посещающих начальную школу, выросло на 36% в странах Африки к югу от Сахары и на 22% – в Южной и Западной Азии. В 14 странах правительства упразднили плату за обучение в начальной школе, что содействовало доступу к образованию детей из наиболее неблагополучных семей. В целом по миру, число детей, не посещающих школу, резко снизилось с 96 миллионов в 1999 году до 72 миллионов в 2005 году.

В странах с высокими темпами роста числа учащихся начальной школы наблюдался и параллельный рост расходов на образование, выраженных в процентах от ВВП. Государственные расходы на образование ежегодно возрастали более чем на 5% в странах к югу от Сахары, в Южной и Западной Азии, двух регионах, наиболее далеких от целей ОДВ.

В период между 1999 и 2005 годами еще 17 стран добились гендерного паритета в начальном образовании, при котором в школах число девочек сравнялось с числом мальчиков. Среди них Гана, Сенегал, Малави, Мавритания и Уганда. 19 стран добились этого в среднем образовании, включая Боливию, Перу и Вьетнам. В итоге, к 2005 году гендерное равенство в начальном образовании было достигнуто в 63% стран, а в 37% стран – в среднем образовании.

За период 2000-2004 г.г. более чем удвоился объем внешней помощи, направляемой в сферу базового образования в странах с низкими доходами населения. Но в 2005 году он снизился до прежних размеров. В 2005 году страны с низкими доходами населения получили на нужды базового образования 2,3 миллиарда долларов, по сравнению с 1,6 миллиардов долларов в 1999 году.

И все же, несмотря на впечатляющие успехи, дистанция до финишной черты еще велика. Индекс развития ОДВ (ИРО) по 129 странам показывает, что 25 из них еще далеки от достижения целей ОДВ. Около двух третей этих стран расположены к югу от Сахары. В их число также попали Бангладеш, Индия, Непал, Мавритания, Марокко и Пакистан. (В докладе делается оговорка, что число стран с низким уровнем развития образования было бы еще выше, если бы имелись данные по всем странам, включая те, которые находятся в конфликтной или постконфликтной ситуации).

Пятьдесят три страны занимают промежуточное положение. В них охват начальным образованием зачастую высок, но показатель ИРО снижается за счет низкого качественного уровня образования или низкой грамотности взрослых. Кроме того, в соответствии с прогнозами, разработанными на основе нынешних тенденций, 58 из 86 стран, которые не ввели систему всеобщего начального образования, не смогут этого сделать и к 2015 году.

В то же время, девочки по-прежнему составляют 60% от общего количества не посещающих школу детей в Арабских странах и 66% – в Южной и Западной Азии. Расчеты показывают, что с учетом текущих показателей задача устранения гендерного разрыва в начальной и средней школе не будет решена к 2015 году в более, чем 90 из 172 стран. ( Однако в ряде этих стран, особенно, в Латинской Америке и Карибском бассейне, Северной Америке и Западной Европе это объяснятся положением в среднем образовании, при котором в школах учится больше девочек, чем мальчиков).

Плата за обучения остается фактором, ограничивающим доступ к образованию. Несмотря на имеющиеся в большинстве стран конституционные положения, гарантирующие бесплатное начальное образование, большинству семей учащихся государственных начальных школ так или иначе приходится сталкиваться с проблемой платы за обучение, которая иногда может составить треть от семейного бюджета.

Низкое качество образования является всеобщей проблемой, привлекающей растущее внимание государственных органов. В частности, в развивающихся странах задача повышения качественного уровня образования ведется по таким направлениям, как борьба за снижение отсева учащихся с низкой успеваемостью, борьба с нехваткой учителей, борьба за увеличение количества учебных часов.

Несмотря на некоторое улучшение показателей по сравнению с 1999 годом, в 17 странах Африки к югу от Сахары, предоставивших статистические данные, менее 63% учащихся завершают полный курс начального образования, тогда, как аналогичный показатель для половины стран Южной и Западной Азии чуть ниже 80%. В нескольких африканских странах только менее половины учащихся, поступивших в начальную школу, доучиваются до последнего класса. Более того, общегосударственные исследования, проведенные в ряде развивающихся стран, показали, что до 40% учащихся не удовлетворяют минимальным требованиям знаний по языку и математике.

В большинстве развивающихся стран растет потребность в новых учителях, вызванная ростом числа учащихся. В целом по всем странам мира к 2015 году потребность в новых учителях начальной школы вырастет до 18 миллионов. Каждому из регионов стран к югу от Сахары, Восточной Азии и Тихого океана, Южной и Западной Азии потребуется почти по четыре миллиона новых учителей начальной школы.

Во многих странах к югу от Сахары широко используется практика набора учителей по контракту, помогающая восполнить нехватку учительских кадров. Иногда они составляют более 50% от общего числа учителей. При этом многие из них не обладают подготовкой, сравнимой с той, которую имеют учителя, состоящие на государственной службе, да и зарплата у них ниже. В докладе содержится призыв к разработке мер по повышению статуса и профессиональной подготовке этих учителей с тем, чтобы со временем они также стали кадровыми работниками.

В докладе выражается сожаление по поводу того, что правительства стран и доноры отдают предпочтение формальной системе школьного образования и недостаточно поддерживают систему дошкольного воспитания и программы ликвидации неграмотности взрослых. Ведь от этих программ напрямую зависит достижение всеобщего начального образования и установление гендерного паритета, а в более широком плане – снижение уровня бедности. В дошкольном воспитании и образовании особенно нуждаются именно дети из малообеспеченных семей. Несмотря на принятые в некоторых странах меры по обеспечению более широкого доступа к дошкольному образованию, его охват остается ниже уровня в

20% в арабских странах и в странах к югу от Сахары. В Южной и Западной Азии он в среднем не превышает 40%.

В соответствии с содержащимися в докладе выводами, правительства не уделяют достаточного внимания и распространению грамотности среди взрослых: в мире все еще насчитывается 774 миллиона взрослых, – почти каждый пятый – не обладающих элементарными навыками грамотности. Более трех четвертей из них сосредоточены всего лишь в 15 странах. Особое значение для воспитания и здоровья ребенка имеет грамотность матерей. И тем не менее, женщины все еще составляют 64% от общего числа неграмотных в мире. При сохранении нынешних тенденций 72 из 101 страны, для которых были проведены расчеты, будут не в состоянии к 2015 году снизить наполовину уровень неграмотности взрослых.

Объем внешней финансовой помощи, выделяемой на базовое образование, остается на значительно более низком уровне, чем те 11 миллиардов долларов, которые необходимы для достижения целей ОДВ в странах с низкими доходами. Она недостаточно сконцентрирована на нуждах африканских стран к югу от Сахары и экономически слабых стран. Франция, Германия, Япония, США и Великобритания являются пятью самыми крупными донорами в области образования. Однако, первые три из них выделяют на нужды базового образования всего лишь треть от общей суммы их помощи. В докладе констатируется, что слишком много доноров уделяют неоправданно завышенное внимание помощи послесреднему образованию.

Большинство стран, достигнувших целей ОДВ или близких к их достижению, находятся в Северной Америке и Европе. В эту же категорию входят Аргентина, Бруней-Даруссалам, Бахрейн, Мексика и Республика Корея. У Норвегии самый высокий Индекс Развития ОДВ, за ней идут Великобритания, Словения, Швеция, Республика Корея и Италия.

ЮНЕСКО является ведущим координирующим специализированным агентством движения Образование для всех. Она мобилизует и согласовывает деятельность правительств, агентств по оказанию помощи, членов гражданского общества, неправительственные организации и средства массовой информации, направленную на достижение этих целей.

Ссылка на дополнительную информацию

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/education-for-all-on-the-right-track-finds-global-monitoring-report-2008-launched-by-2008-04-09