Нести мир в сознание мужчин и женщин

Образовательные стейкхолдеры и представители СМИ обсудили роль образования и цифровой гражданственности в противодействии дезинформации и разжиганию ненависти во время пандемии

18 Июня 2020

Пандемия COVID-19 породила огромное количество дезинформации, неверной информации, и новую волну разжигания ненависти в интернет-пространстве. В целях минимизации этих рисков и продвижения ценности солидарности и прав человека, крайне важна поддержка молодых людей, а также их родителей и педагогов. Данная поддержка должна включать развитие ключевых компетенций в области цифровой гражданственности, которые помогут им не только стать более устойчивыми к дезинформации, но и позитивно и ответственно участвовать в онлайн-среде.

В этом контексте, 12 июня ЮНЕСКО в Алматы организовала свой четвертый из серии вебинаров по ответным мерам сектора образования на пандемию COVID-19. Главной целью было рассмотрение опасностей дезинформации, неверной информации и разжигания ненависти, вызванных COVID-19 и распространяющихся в интернете, а также изучение роли образования в противодействии их распространению.

Представители министерств образования Казахстана, Кыргызской Республики, Таджикистана, Узбекистана, Молдовы, Армении, а также журналисты и медиа специалисты из Центрально-Азиатского региона, приняли участие в данном вебинаре и обсудили различные аспекты вокруг темы вебинара.

Г-жа Санита Емберга, лектор по медийной грамотности в Стокгольмской школе экономики в г. Рига (Латвия), выступила с основным докладом на тему «Пандемия дезинформации и разжигания ненависти: как образование и цифровая гражданственность могут помочь?». После краткого разъяснения таких терминов, как «дезинформация», «неверная информация» и «вредная информация» (определения ЮНЕСКО см. ниже), которые часто путаются или взаимозаменяются, г-жа Емберга подчеркнула негативное воздействие дезинформации вокруг коронавируса. В презентации был представлен обзор различных волн дезинформации и неверной информации во время COVID-19, выявлены движущие силы, коренные причины и условия, способствующие дезинформации и разжиганию ненависти, а также подчеркнута важность решения проблемы цифровой гражданственности посредством образования. «В Латвии есть программа, в рамках которой журналисты ходят в школы и рассказывают учащимся, как они выбирают факты и события для создания новостных инфо-поводов, и как они выбирают соответствующие темы ради этого», - сказала она.

Г-жа Санита Емберга ©ЮНЕСКО Алматы

После основного доклада г-н Сергей Карпов, Национальный специалист по программе коммуникаций и информации ЮНЕСКО Алматы, представил ресурсы и руководящие материалы ЮНЕСКО в следующих областях: медийно-информационная грамотность (МИГ), информационно-коммуникационные технологии в образовании и образование в области цифровой гражданственности. Эти ресурсы поощряют уважение прав человека и свободу выражения мнений, а также формируют культуру глобальной гражданственности, что особенно важно для борьбы с дезинформацией и разжиганием ненависти.

Сессия также предоставила возможность должностным лицам министерств образования и журналистам поделиться своим опытом и взглядами на проблему дезинформации. Кроме этого, участники обсудили какие образовательные меры могут быть приняты для укрепления цифровой гражданственности, борьбы с ненавистническими высказываниями и минимизации рисков, затрагивающих молодежь во время нынешнего кризиса и после него.

Участники вебинара признали важность интеграции МИГ как одной из ключевых компетенций 21 века для предотвращения дезинформации, разжигания ненависти и насилия в цифровом пространстве, а также для воспитания ответственных граждан в духе глобальной гражданственности.

Видео запись вебинара доступна здесь.

*Мы ссылаемся на определение ЮНЕСКО следующих терминов:
Дезинформация: ложная и преднамеренно созданная информация, направленная на причинение вреда человеку, социальной группе, организации или стране.
Ложная информация: информация, которая является ложной, но не создана с намерением причинить вред
Вредная информация: информация, основанная на реальности, используемая для причинения вреда человеку, социальной группе, организации или стране.

Для более подробной информации о предыдущих вебинарах:
Вице-министры образования стран Центральной Азии согласовали общие проблемы в области дистанционного обучения
Организация экзаменов и онлайн-оценивания в контексте дистанционного обучения: опыт Эстонии и других стран
ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и ВОЗ оказывают поддержку странам Центральной Азии в планировании и управлении возобновлением работы школ

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/education-stakeholders-and-media-representatives-discuss-the-role-of-education-and