Нести мир в сознание мужчин и женщин

Равные, а не особые права - новое исследование требует улучшения условий труда для художников

3 Декабря 2019

Быть художником в 2019 году

В основе культурной и творческой индустрий лежат люди. Художники и профессионалы в области культуры вводят новшества, вдохновляют, развлекают и бросают вызов нормам, их творения постоянно побуждают к развитию людей и экономику. Если роль музыки, книг и фильмов в нашей жизни очень важна и очевидна, труд, который вкладывается в создание этих продуктов, часто остается недооцененным и недостаточно хорошо оплачиваемым.

Новое исследование ЮНЕСКО «Культура и условия труда для художников» раскрывает сохраняющиеся и новые проблемы, с которыми сталкиваются художники и специалисты в области культуры, и исследует, как страны во всем мире решают эти проблемы посредством разработки соответствующих политик. Исследование было основано на следствиях публикации «Рекомендации о статусе художника», предназначенной для отслеживания событий и выявления новых тенденций, связанных со статусом художника. Всего было получено более 90 ответов от государств-членов ЮНЕСКО, а также негосударственных организаций.

Достойные условия труда – мы далеки от реальности

Исследование сделало несколько открытий касательно статуса художников сегодня. В сфере культуры существует значительный гендерный разрыв: около 28% женщин работают неполный рабочий день по сравнению с мужчинами - 18%. Это оказывает долгосрочное негативное влияние на экономическое и социальное благосостояние женщин-специалистов в области культуры: контрактная, внештатная или периодическая занятость приводит к снижению налоговых отчислений, что ведет к снижению доступа к социальным выплатам, социальному обеспечению и пенсиям. Интеграция цифровых технологий в творческом секторе также несет в себе определенные проблемы, такие как снижение заработной платы и усиление конкуренции из-за онлайн-платформ и потоковых сервисов. Еще одним препятствием для достижения достойных условий труда для художников являются ограничения на поездки. Кризис беженцев и угрозы терроризма в последние годы повысили уровень глобальной безопасности, что привело к увеличению количества отклоненных виз и ограничений на свободное передвижение среди художников, особенно для тех, кто живет на Глобальном Юге.

«Признавая важнейшую роль искусства в жизни и развитии человека и общества, государства-члены обязаны защищать, оберегать и помогать художникам и их свободе творчества. «Рекомендация о статусе художника» была принята в 1980 году с целью повышения профессионального, социального и экономического статуса художников. Она призывает к «принятию необходимых мер, чтобы художники смогли пользовались теми же правами, что и… сопоставимая группа активного населения в отношении занятости, условий жизни и работы», включая предоставление защиты доходов, социального обеспечения и специальных налоговых условий, учитывая «Прерывистый характер занятости и резкие колебания в доходах многих художников». Как показывает опыт спустя почти четыре десятилетия после выпуска данной рекомендации, мало что изменилось в реальной жизни.

Работать вместе, чтобы творческий труд справедливо оплачивался

Несмотря на это, в условиях труда художников произошли некоторые позитивные изменения. Например, сейчас во всем мире существуют инициативы по разработке новых или адаптации существующих законов об авторском праве и налоговых мер для удовлетворения потребностей художников в цифровой среде. Посредством инновационной политики правительства предпринимают шаги, чтобы вознаграждать художников как в режиме онлайн, так и в реальной жизни. В ходе исследования также выяснилось, что на Глобальном Юге существуют программы, предоставляющие социальные льготы артистам, включая медицинское страхование, медицинское обслуживание, пенсии и страхование по безработице. Впервые художники в развивающихся культурных и творческих индустриях имеют право на такие ощутимые и всесторонние выгоды. Это может побудить другие страны обеспечить социальную защиту, которая учитывает особенности художественного творчества, характеризуемые прерывистой занятостью и колебаниями их доходов.

Художники хотят не особых, но равных прав

Поскольку широкий круг вопросов связан со статусом художника, разработка политики, направленной на повышение социальных и экономических прав художника, не является простой. Вопреки сегодняшней общепринятой практике, создание «культурной» политики часто дает фрагментированные и недостаточные результаты. Это требует твердой политической приверженности и сотрудничества между всеми правительственными ведомствами, включая министерства труда, социальных дел, культуры, образования, связи, иностранных дел, юстиции и налогообложения. В эпоху, когда работники сферы искусства сталкиваются с потенциальными угрозами со стороны цифровых технологий, ограничением транснациональной мобильности, увеличением гендерного разрыва и нападками на свободу творчества, такой комплексный подход никогда не был более важным для общего состояния творческого сектора.

Исследование, которое было начато 21 ноября в рамках серии «Политика и исследования», финансировалось Программой Ашберга для художников и специалистов в области культуры и было консолидировано Секретариатом Конвенции ЮНЕСКО о защите и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения 2005 года , являющейся знаковым инструментом, который выступает за динамичное и всестороннее развитие творческого сектора, включая продвижение прав художников. Посредством двух новаторских международных инструментов - Рекомендации 1980 года и Конвенции 2005 года - ЮНЕСКО продолжает отстаивать мир, в котором разнообразные средства художественного выражения являются символом здоровой демократии, освещают нашу жизнь и стимулируют наш разум.

Художники не хотят особых прав, они хотят равных прав. Четвертый выпуск серии публикаций «Политика и исследования» надеется вдохновить создание политик, которые поставят художников в равное со всеми положение.

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/equal-rights-not-special-rights-new-study-calls-for-improved-working-conditions-for