Нести мир в сознание мужчин и женщин

Этичная мода: фигура речи или тенденция?

2 мая 2022

В ответ на рост осознанного потребления индустрия моды старается менять свой имидж в лучшую сторону и переходить, с различной степенью добросовестности, к более этичным и экологичным методам. Однако несмотря на инициативы по переработке, поощрению обмена вещами и прокату, изменения в этой отрасли — одном из крупных источников загрязнения окружающей среды — идут крайне медленно.

Данный материал был опубликован в последнем номере журнала "Курьер ЮНЕСКО"

Сегодня все больше магазинов одежды предлагают изделия с пометками «из органического хлопка», «из переработанных материалов» и «Vegan». Однако за внешним стремлением производителей одежды повысить этичность и экологичность моды стоят лишь незначительные фактические изменения.

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на цифры. Согласно докладу, опубликованному в августе 2020 года совместно организацией Global Fashion Agenda, содействующей повышению экологической устойчивости индустрии моды, и консалтинговой компанией McKinsey, несмотря на продолжающиеся усилия по декарбонизации этого сектора, ожидается, что к 2030 году производимые им выбросы углекислого газа будут составлять до 2,1 млрд тонн в год — то есть столько же, сколько в 2018 году. А это представляет 4 % общемировых выбросов CO2.

В некоторых странах начинают приниматься целенаправленные и более или менее успешные меры по сокращению негативного воздействия этой индустрии на экологию. Так, в Великобритании, которая является первым в Европе потребителем одежды, с 2012 года осуществляется программа по экологизации производства предметов гардероба. В ее рамках 90 британских производителей, на которых приходится около 50 % продаж одежды в этой стране, поставили перед собой цель сократить количество производственных отходов на 3,5 % и снизить долю одежды в отходах потребителей на 15 % к 2020 году. Однако, по данным итогового доклада, объем отходов самих компаний фактически сократился на 2,1 %, а доля одежды в бытовых отходах — только на 4 %.

При этом интерес к осознанному потреблению среди покупателей растет, особенно с начала пандемии, и по мере размышлений о взаимосвязанности явлений нашего мира, о ценностях и о способах построения лучшего будущего эта тенденция только усиливается. Об этом свидетельствует, например, опрос читателей журнала Vogue из разных стран, показавший, что число тех, кто утверждает, что экологичность является для них важным фактором при покупке вещей, в промежутке с октября 2020 года по май 2021 года выросло с 65 % до 69 %.

Итак, изготовители одежды принимают меры по экологизации производства, а большинство покупателей готовы их в этом поддержать. Почему же индустрии моды не удается избавиться от репутации одной из самых «грязных» отраслей экономики?

Ответ прост: потому что то, как мы производим, потребляем и выбрасываем одежду, является в корне неправильным.

Принадлежность к группе и самовыражение

Потребность в одежде для человека является одной из базовых, и неудивительно, что ее потребление увеличивается вместе с населением планеты. Однако через одежду мы косвенно удовлетворяем и другие свои потребности — например, в принадлежности к той или иной социальной группе, которую мы реализуем в том числе через манеру одеваться, или потребности в самоутверждении, толкающей нас к выбору той одежды, которая повышает нашу самооценку и уверенность в себе. Бывает, что через одежду определенных марок мы пытаемся завоевать уважение значимых для нас людей. Кому-то одежда позволяет выразить свое «я» и реализовать творческие способности. Прекрасно это понимая, игроки рынка моды ловко манипулируют нашими потребностями, чтобы продавать нам все больше одежды: в последние десятилетия ее производство росло стремительными темпами.

Изменение геополитического ландшафта и совершенствование технологий стали еще одним фактором, способствующим такому росту. В 1980-е и 1990-е годы западные компании начали постепенно выводить производство в страны Азии, где рабочая сила стоит дешевле. Снижение стоимости повлекло за собой увеличение продаж и снижение требовательности покупателей к качеству изделий, которые теперь можно было чаще менять на новые без ущерба для кошелька. Начиная с 2000-х годов интернет позволил покупать одежду в любое время суток и в большем диапазоне магазинов, а расцвет социальных сетей значительно расширил возможности рекламы.

Все это привело к тому, что с 2000 по 2014 год производство одежды, по оценкам экспертов McKinsey, увеличилось вдвое, а количество покупаемых изделий на человека выросло примерно на 60 %. Возросла и скорость обновления коллекций: если раньше модные дома имели обыкновение выпускать по две коллекции в год, то сегодня некоторые из них выпускают новые модели каждую неделю. В результате онлайн-магазины получили возможность предлагать потребителям поколения Z тысячи новинок каждый день.

Столь бурное расширение производства создает огромную нагрузку на природные ресурсы, в частности на почву и воду, необходимые для выращивания, например, хлопка, и на ископаемые источники энергии, которые требуются для производства синтетических материалов, таких как полиэстер. Одновременно с этим возрастает и количество отходов, причем как в процессе производства и сбыта, так и по окончании использования вещи. Все это влечет за собой рост выбросов углекислого газа.

Джинсы напрокат

Вместе с тем существуют более экологичные способы производства и потребления текстильных товаров.

Утилизация текстиля представляет собой относительно легкую задачу при наличии более совершенной инфраструктуры для сбора старой одежды и ее переработки в сырье для изготовления новой.

Как правило, торговые марки, работающие со вторсырьем, внедряют собственные схемы сбора бывшей в употреблении одежды. Одно из наиболее передовых решений было предложено нидерландской компанией MUD Jeans, предлагающей изделия в годовую аренду за 9,95 € в месяц. Такой подход позволяет ей не только производить качественную продукцию с использованием экологически устойчивых методов, но и делать ее доступной более широкому кругу потребителей. По истечении 12 месяцев покупатели могут оставить себе джинсы насовсем, вернуть их изготовителю или же взять в аренду новую пару. Все возвращенные изделия становятся сырьем для изготовления других джинсов.

Интернет-платформа SPIN, созданная итальянской компанией Lablaco, предоставляет зарегистрированным пользователям возможность удлинить жизненный цикл своих вещей благодаря обмену с другими членами сообщества, прокату или возврату производителю за определенную плату, позволяя им таким образом обновлять свой гардероб предметами одежды со всего света.

Мода и пандемия

Продажа вещей, бывших в употреблении, также набирает популярность, причем не только у частных лиц. Компании, которые раньше сбывали только новые изделия, сегодня начинают так делать с целью повышения и своего имиджа, и дохода. К примеру, сингапурская компания Reflaunt разработала приложение, которое любая марка одежды может добавить на свой сайт, чтобы позволить покупателям перепродавать не нужные им изделия этой марки. В число клиентов Reflaunt входят даже такие элитные бренды, как французский модный дом Balenciaga и шведская марка Cos.

Большинство таких решений не являются кардинально новыми. Прокат одежды для торжественных церемоний и комиссионные магазины существуют уже давно. Однако сегодня новые технологии облегчают их внедрение и делают их доступными более широкому кругу лиц, а вовлечение влиятельных имен из мира моды позволяет привлечь и тех, кому важно выглядеть стильно.

Пандемия в определенной степени изменила то, что мы носим. Однако этого недостаточно: должно в корне измениться и наше отношение к моде. Нам нужно стремиться к такой модели, в которой коммерческий успех не зависит от числа произведенных вещей, а поношенная одежда становится ресурсом, а не отходом. Мы должны относиться к потреблению более осознанно и ответственно. Только так этичная мода сможет прочно войти в нашу жизнь.

Оливия Пиннок
Журналист, эксперт в области моды, Лондон, Соединенное Королевство
Оригинальная версия

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/ethical-fashion-a-rising-trend-or-empty-rhetoric