Нести мир в сознание мужчин и женщин

Четыре номинации из Центральной Азии включены в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества

20 декабря 2021

Все номинации были включены во время шестнадцатой сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия, которая проходила полностью в онлайн режиме с 13 по 18 декабря 2021 года.


Соколиная охота - живое наследие человечества

Совместно выдвинута следующими странами: Объединенные Арабские Эмираты, Австрия, Бельгия, Хорватия, Чехия, Франция, Германия, Венгрия, Ирландия, Италия, Казахстан, Республика Корея, Кыргызстан, Монголия, Марокко, Нидерланды, Пакистан, Польша, Португалия, Катар, Саудовская Аравия, Словакия, Испания и Сирийская Арабская Республика.

Соколиная охота - это традиционное искусство и практика обучения и управления соколами (а иногда орлами, ястребами, канюками и другими хищными птицами). Она практикуется уже более 4000 лет. Практика соколиной охоты в ранний и средневековый периоды истории зафиксирована во многих частях света. Изначально соколиная охота была средством добывания пищи, но со временем приобрела и другие ценности и была интегрирована в сообщества как социальная и рекреационная практика, а также как способ связи с природой. Сегодня соколиной охотой занимаются люди всех возрастов во многих странах. Будучи важным культурным символом во многих странах, она передается из поколения в поколение различными способами, в том числе через наставничество, семью или тренировочные группы. Современная практика соколиной охоты направлена на охрану соколов, охотничьих угодий и мест обитания, а также самой практики. И хотя сокольники происходят из разных слоев общества, они разделяют универсальные ценности, традиции и практику, включая методы разведения, тренировки и ухода за птицами, используемое оборудование и связи между сокольником и птицей. Соколиное сообщество включает в себя вспомогательные организации, такие как соколиные клиники, центры разведения, природоохранные агентства и производители традиционного оборудования.



Молодой сокольник на одном из местных фестивалей соколиной охоты в Кыргызстане.
© Федерация "Салбуурун" / Национальная комиссия Кыргызской Республики по делам ЮНЕСКО, 2019.


Фалак

Выдвинута следующей страной: Таджикистан

Фалак, означающий "небо", "удача" и "вселенная", - это традиционная фольклорная музыка горного народа Таджикистана. Этот выразительный и философский музыкальный жанр может исполняться мужчиной или женщиной солистом, как с акапеллой, так и с одним инструментальным сопровождением или ансамблем и танцорами. Характеризуясь высоким диапазоном, песни фалака чаще всего связаны с темами любви, боли, страданий, родины, разлуки и надежды на воссоединение между родителем и ребенком или между двумя влюбленными. Инструменты, используемые для исполнения фалака, включают традиционные таджикские ударные и струнные инструменты, такие как скрипки и флейты. Исполнители фалака, известные как фалакхоны, - это традиционные певцы и инструменталисты, которые исполняют фалак во время праздников, церемоний и ритуальных мероприятий. Однако эта музыка может исполняться в различных условиях, в том числе на открытом воздухе во время работы в поле или выпаса скота в горах, а также во время празднований и общественных собраний. Она также исполняется во время ежегодного фестиваля "День Фалака". Фалак рассматривается как состояние души и признак идентичности горных сообществ. Традиция передается из поколения в поколение в семьях и через формальное образование.



Процесс передачи знаний в семейном ансамбле "Холовы", Саид Холов (в центре) обучает игре на музыкальных инструментах своих племянников.
Фотография: Зафар Холмурадов
© Национальная комиссия Республики Таджикистан по делам ЮНЕСКО, 2020.


Искусство Бахши

Выдвинута следующей страной: Узбекистан

Эпическая поэзия играет важнейшую роль в музыкально-поэтическом наследии узбекского и каракалпакского народов Узбекистана. Эти традиционные многовековые поэмы, называемые достонами, основаны на мифах, легендах, народных сказаниях и легендарных песнопениях и затрагивают такие разнообразные темы, как патриотизм, преданность, любовь, дружба и солидарность. Бахши - это исполнение этих эпических сказаний и оригинальных произведений под аккомпанемент музыкальных инструментов, включая домбру (струнный инструмент) и кобуз (смычковый инструмент). Сказители, также называемые бахши, исполняют их по памяти, используя культурные традиции и обычаи. Успешные бахши должны обладать способностью завораживать слушателей своими мелодиями и рассказывать истории интересно и оригинально, творчески используя язык, игру слов, пословицы и фразы. Они также должны уметь читать по памяти длинные эпические поэмы. Хотя традиционно бахши были мужчинами, в XIX веке появилась группа женщин-бахши, которые продолжают вносить свой вклад в традицию. Эта практика передается в семьях и через официальные школы бахши. Искусство бахши является неотъемлемой частью узбекского образа жизни, а рассказчики всегда рады гостям на семейных церемониях, ритуалах, государственных праздниках и местных торжествах.



Каримбой Бахши из Хорезмской области.
© Национальная комиссия Республики Узбекистан по делам ЮНЕСКО, 2019.


Игры кочевников, повторное открытие наследия, празднование разнообразия

Выдвинута следующей страной: Кыргызстан

Культурное наследие кыргызского народа неразрывно связано с кочевым образом жизни. Однако в советское время, которое сопровождалось принудительным оседанием, многие элементы наследия оказались под угрозой исчезновения, включая традиционные игры. После обретения независимости в 1991 году местные сообщества Кыргызстана начали работать над возрождением и празднованием своей традиционной культуры. В этом контексте специалисты по традиционным играм и носители знаний из разных общин страны провели первую крупную встречу в 2007 году, чтобы обсудить текущие проблемы традиционных игр и потребности в их сохранении. Участники определили множество проблем, но согласились, что некоторые из них очень актуальны: первая - это утрата знаний о традиционных играх, а вторая - отсутствие интереса к играм у молодого поколения. После долгих обсуждений и дискуссий участники определили несколько потребностей в сохранении наследия, которые легли в основу программы "Игры кочевников: Программа по восстановлению наследия". Специалисты по традиционным играм пришли к единому мнению о необходимости приоритетного документирования и идентификации традиционных игр в разных частях страны. Эти цели были приоритетными, потому что многие люди, знающие традиционные игры, были пожилыми, и существовала реальная угроза утраты их знаний о традиционных играх, если они не будут задокументированы.



Видеодокументация традиционной игры "Ордо" в Иссык-Кульской области. Исходя из потребностей охраны наследия, видеодокументация традиционных игр направлена на повышение осведомленности широкой общественности.
© Национальная комиссия Кыргызской Республики по делам ЮНЕСКО, 2019.

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/four-nominations-from-central-asia-inscribed-in-the-representative-list-of-the-intangible