Всемирная неделя действий ОДВ 2008 года: значение имеет каждый учащийся

17 Апреля 2008
Париж, 16 апреля — В этом году Всемирная неделя действий по Образованию для Всех (ОДВ) (21-27 апреля) будет посвящена повышению качества образования как методу сокращения масштабов маргинализации. Будет организован целый ряд мероприятий, призванных подчеркнуть важность инклюзивного образования, представляющего собой главное условие достижения самой приоритетной задачи ЮНЕСКО — образования для всех. 23 апреля ЮНЕСКО организует в штабквартире встречу за круглым столом на тему «Качественное образование как метод сокращения масштабов маргинализации», в которой примут участие молодые инвалиды, преподаватели и учащиеся ряда средних школ из парижских пригородов . В ЮНЕСКО будет представлен DVD, посвященный Конвенции ООН 2006 года о защите прав инвалидов, которая вступит в силу в апреле 2008 года. В видеоряде под названием «Наш общий мир — обеспечение образования для всех через Конвенцию ООН о защите прав инвалидов» рассказывается о положении детей-инвалидов во всем мире и значимости охвата таких детей школьной системой. В нем представлены документальные кадры, снятые в Кении, Турции и Финляндии. На диске также содержится набор учебных пособий, и даются директивы по проведению политики.

ЮНЕСКО предпримет попытку попасть в книгу рекордов Гиннесса: с этой целью организация будет участвовать в мероприятии под названием «Самый большой урок в мире», которое организует Всемирная образовательная кампания. В уроке примет участие Генеральный Директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, а также миллионы учащихся и специалистов в области образования во всем мире.

По случаю проведения Всемирной недели действий на веб-портале ЮНЕСКО будет открыт новый веб-сайт, посвященный инклюзивному качественному образованию. На этом же портале с 1 по 30 апреля открыт дискуссионный форум на тему «Качественное образование как метод сокращения масштабов маргинализации».

За период, истекший с 2000 года достигнуты существенные успехи в обеспечении всеобщего начального образования. Вместе с тем, 72 миллиона детей по-прежнему не посещают школу, 70% из которых проживают в Африке южнее Сахары, в Южной и Западной Азии. Однако категории населения, не охваченные образованием, существуют во всех странах мира.

Это объясняется, главным образом, нищетой и маргинализацией. Дети из сельской местности, из отдаленных районов и из городских трущоб имеют более ограниченный доступ к образованию. Особенно остро маргинализация сказывается на детях-инвалидах: более 30% таких детей не посещают школу. К наиболее уязвимым группам относятся также дети, занятые наемным трудом; дети из числа коренных народов и языковых меньшинств; дети из семей кочевников; дети-носители ВИЧ/СПИДа. Примерно 37% детей, не охваченных школьной системой, проживают в 35 странах, которые Организация экономического сотрудничества и развития характеризует как нестабильные, причем в это число входят не все страны, находящиеся в состоянии конфликта или переживающие постконфликтную ситуацию.

«Всемирная неделя действий дает возможность привлечь внимание общественности к создавшемуся неприемлемому положению вещей, замедляющему процесс обеспечения образования для всех, — заявил Генеральный Директор ЮНЕСКО К.Мацуура в ходе подготовки мероприятия, - а также продумать план действий, необходимых для сокращения масштабов маргинализации в образовании».

С этой целью ЮНЕСКО настоятельно призывает правительства сделать все для выявления детей, которые могут остаться за порогом школы, а также тех учащихся, которым трудно усвоить школьную программу хотя бы в минимальном объеме. Во многих развивающихся странах около 40% детей обладают лишь минимальным уровнем знаний по родному языку и математике. Многие из них не достигают и этого уровня.

Необходимо также разработать соответствующие стратегии для устранения причин такой маргинализации. Школа должна быть доступна, в первую очередь, в материально-финансовом плане. Должна проводиться политика, способствующая повышению качества образования на всех его ступенях, причем это относится и к школьному, и к внешкольному образованию. Надо стремиться к тому, чтобы школу посещали все дети. Школьные программы должны включать знания и навыки, необходимые для успешной самореализации. Для решения этих проблем следует учитывать разнообразные потребности учащихся, разрабатывать надлежащие методики обучения и соответствующие учебные программы, привлекать к образованию семьи и общины.

Инклюзивные учебные программы содействуют когнитивному, эмоциональному и творческому развитию ребенка. Такие программы учат тому, как жить всем вместе, развивая у детей чувство терпимости, способствуя более уважительному отношению к правам человека, что в свою очередь помогает перешагнуть через различия в культуре, религии и т.п. Инклюзивное образование – это, в первую очередь, принятие во внимание особенностей мальчиков и девочек, культурной и языковой самобытности учащихся, причем не только в учебниках, но и в формах работы учителей с учениками. Образования следует адаптировать к индивидуальным потребностям обучаемых, с тем чтобы все без исключения были охвачены общепризнанной системой базового качественного образования.

Принцип инклюзивного образования был утвержден на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество (Саламанка, Испания, 1994 г.). Он был еще раз подтвержден на Всемирном форуме по образованию, состоявшемся в столице Сенегала Дакаре в 2000 году, и поддержан в Стандартных правилах ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов. Увязка инклюзивного характера образования с целями развития вносит вклад в реформирование систем образования в разных странах мира, в борьбу с нищетой, в достижение Целей развития тысячелетия.

Всемирная неделя действий ежегодно организуется силами Всемирной образовательной кампании, одного из партнеров ЮНЕСКО.

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/global-efa-action-week-2008