Нести мир в сознание мужчин и женщин

Как стать хорошим учителем во время пандемии

3 Марта 2021

Когда во время пандемии КОВИД-19 школы перешли на дистанционное обучение, учительница из Кыргызстана Татьяна Матохина поняла, что ей придется изменить стиль преподавания.

«Я думала, что онлайн-формат не для меня - люблю работать с людьми вживую» - говорит Татьяна. Но в нынешних условиях, когда живое обучение невозможно, она обратилась к интернету, чтобы усовершенствовать свои навыки онлайн-преподавания.

Татьяна является опытным тренером и специалистом по подготовке педагогов в Центре оценки в образовании и методов обучения в Бишкеке. Она объясняет, что «изучение советов известных онлайн-тренеров само по себе было недостаточно для полного овладения навыками». Татьяна и ее коллеги готовились провести тренинг для 30 учителей со всего Кыргызстана в рамках проекта ЮНЕСКО, чтобы вооружить их новыми подходами к обучению. Вскоре они поняли, что им тоже нужна качественная подготовка, чтобы научиться лучше использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в своей работе, поэтому они решили найти поддержку.

С 2018 года ЮНЕСКО работает с партнерами, включая Министерство образования и науки Кыргызской Республики и Агентство по гарантии качества в сфере образования EdNet, чтобы предоставить онлайн учебную программу для педагогов в Кыргызстане, известную как «онлайн-учебная программа для актуализации межсекторальных компетенций в целях устойчивого развития в Кыргызстане », или сокращенно «ESD-TOT». Программа получает финансовую поддержку Эстонской Республики и направлена на оказание помощи учителям в повышении качества преподавания с помощью ИКТ путем предоставления контента, ресурсов и советов для образования в интересах устойчивого развития.

Растущее значение навыков онлайн обучения
Проект приобрел еще большее значение, так как закрытие школ и переход на дистанционное обучение начали сказываться на учителях и учащихся по всему Кыргызстану. Сотрудники ЮНЕСКО и их репетиторы-партнеры начали адаптировать программу под новые и уникальные обстоятельства. Татьяна и ее коллега записались на один из специально организованных в рамках проекта учебных курсов летом 2020 года. В том же месяце еще 58 учителей и тренеров из школ и вузов Кыргызстана получили важнейшие новые навыки и методики от ESD-TOT.

Татьяна работает тренером более 15 лет и имеет опыт работы в нескольких различных сферах, включая экспертные знания в области ИКТ-компетентности учителей. Очевидно, что она не новичок в этой области, но уникальные вызовы пандемии означали, что даже она пришла на курс с трудными вопросами к тренерам. Татьяна объясняет, что в начале, «проблема номер один – не знакома с платформами для организации обучения онлайн, [поэтому] сначала очень много времени уходило на организацию тренинга в режиме онлайн». Она также столкнулась с проблемами, связанными с выступлением тренеров на камеру, а также с отсутствием подходящего оборудования.

«Научились преодолевать [эти] психологические барьеры» - говорит Татьяна, объясняя, что благодаря ESD-TOT она смогла познакомить своих слушателей с возможностями, предоставляемыми такими приложениями, как Zoom и Google Forms. «После обучения я вместе с коллегами-тренерами я провела пять 3-дневных тренингов для 55 учителей, и два обучающих вебинара для учителей и преподавателей вузов (примерно 60 человек). Я принимаю участие в онлайн-конференциях, модерирую при этом отдельные сессии».

Широкое воздействие ESD-TOT
На этом влияние участия Татьяны не останавливается. Она и ее коллега передали навыки и знания, полученные на курсе, в то время как они готовили учителей начальной школы к реализации программы «Образование в интересах устойчивого развития». Татьяна с гордостью добавляет, что трое участников этого курса стали победителями конкурса на лучший опыт преподавания.

И знания, и навыки, полученные Татьяной и другими участниками ESD-TOT, также распространяются среди других педагогов. «Вместе с коллегой мы провели три тренинга для тренеров, на которых обучили 28 специалистов (учителей и преподавателей вузов) проводить онлайн-тренинги для учителей в рамках курса повышения квалификации «Стратегии обучения чтению и пониманию прочитанного в начальной школе»», - продолжает она. «В результате обученные тренеры успешно организовали и провели примерно 18 тренингов с охватом 473 учителя из 36 школ».

Не было бы счастья, да несчастье помогло
Хотя она не сомневается в том, что пандемия принесла невыразимые страдания и лишения миллионам людей, Татьяна также видит возможности роста и развития в ситуации. «Хочу привести русскую пословицу: Не было бы счастья, да несчастье помогло. Не было бы пандемии, возможно, мы-учителя еще 20 лет осваивали ИКТ. Пандемия заставила решать проблему быстро, осваивать новые технологии». И хотя пандемия принесла большие трудности, Татьяна считает, что онлайн формат сулит хорошие перспективы будущим ученикам: «современные технологии – это эффективные инструменты, позволяющие развивать критическое мышление, исследовательские навыки, самостоятельность и креативность как у учащихся, так и у себя».

Татьяна и ее коллеги знают, что впереди еще много работы, но она позитивно относится к будущему и к тому, как ESD-TOT помог ей и ее ученикам подготовиться к переменам. «Мне кажется, что образование в будущем будет предлагать разные формы: офлайн и онлайн, поэтому нужно постоянно работать над собой и повышать свою квалификацию».

Она добавляет, на личном уровне, что «тренинг, который я посетила, вселил в меня уверенность в завтрашнем дне, помог понять, в каком направлении следует дальше работать».

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/how-to-become-a-better-teacher-during-the-pandemic