Нести мир в сознание мужчин и женщин

Журналистское образование и тренинги по темам

8 Декабря 2020

ЮНЕСКО подготовило тематический каталог примеров учебных программ для улучшения преподавания в ВУЗах журналистики. Публикации расположены по темам. Обложки и ссылки дают прямой доступ к полным текстам цифровой библиотеки ЮНЕСКО. Почти все представленные материалы переведены на русский язык, некоторые доступны на языках Центральной Азии.

Учебные программы (Силлабусы):

Этот курс для самостоятельного изучения включает материалы массового открытого онлайн-курса Центра американской журналистики Найтов «Журналистика в пандемии: Освещение COVID-19 сейчас и в будущем». Этот четырёхнедельный курс, который вела американская научная журналистка Мэрин Маккенна, проходил с 4 по 31 мая 2020 года.

Курс проходил в партнёрстве со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и ЮНЕСКО при поддержке Фонда Найтов и Программы развития Организации Объединенных Наций.

Эта русскоязычная версия курса для самостоятельного изучения создавалась при финансовой поддержке Европейского союза.

Модули курса:

  • Откуда пришла COVID-19?
  • Освещение COVID-19 сегодня
  • Надежда на лекарства и вакцины
  • Коронавирус: путь вперед

Научная журналистика, включая биоэтику
  • Биоэтика (123)
  • Наука и общество: научные войны и научные дебаты (130)
  • Освещение вопросов здравоохранения (131)
  • Наука и псевдонаука (132)
Биоэтика и журналистика
  • Журналистика у колыбели биоэтики (6)
  • Человек как подопытный кролик – история близкая и далекая (14)
  • Жизненные дилеммы как почва биоэтики (42)
  • Социальная справедливость как наиболее актуальная проблема биоэтики (70)
  • Биоэтический комментарий к Делу о детях с генетическими заболеваниями (77)
  • Проблемы журналистики в области здравоохранения (95)
  • К вопросу об этических принципах журналистов, освещающих сферу здравоохранения (108)
  • Положение о принципах – Ассоциация журналистов в здравоохранении (113)
  • Рекомендации (124)
Стандарты для журналистов, избирательных комиссий и политических партий:
Выборы и СМИ в цифровую эпоху (2020)
  1. Темы и тенденции (7)
  2. Общие принципы международного права в области защиты прав человека (10)
  3. Дезинформация нарушает принципы демократии (17)
  4. Угрозы и насильственные действия в отношении журналистов и других субъектов СМИ (32)
  5. Изменения, влияющие на законы о выборах и роль новостных медиа (40)

Социальные медиа и выборы (2020)
  1. Социальные медиа и выборы - исторические тенденции и подходы (11)
  2. Избирательные циклы (12)
  3. Применение прав человека в регулировании СМИ и социальных медиа (13)
  4. Вызовы в применении существующих подходов к социальным медиа (15)
  5. Новые тенденции в регулировании (17)
  6. Определение существующих правил и участников (21)
  7. Аспекты, касающиеся прав человека (21)
  8. Понимание сути платформ (22)
  9. Недопущение неумышленного нанесения вреда (22)
  10. Результаты и Кодекс практики (23)

Управление Интернетом и дезинформация
Курс по безопасности журналистов (2019)
  1. Введение в безопасность журналистики и угрозы для работников СМИ (19)
  2. Планирование личной безопасности (34)
  3. Личная гигиена и травмы в агрессивных средах (52)
  4. Оценка риска (62)
  5. Безопасность в пути (79)
  6. Цифровая безопасность (90)
  7. Гендер и безопасный репортаж (102)
  8. Освещение демонстраций и гражданских беспорядков (115)
  9. Права человека и гуманитарное право (125)
  10. Этика (146)
  11. Безопасность и журналистские расследования (158)
Освещение в СМИ проблемы насилия против женщин и девочек
  1. Киберзапугивание и преследование женщин-журналистов в Интернете (16)
  2. Ранние браки или детские браки (28)
  3. Калечение женских половых органов/обрезание (35)
  4. Принудительные браки (45)
  5. Гендерно-специфический фетицид и детоубийство (50)
  6. Сексуальные домогательства, сексуальные посягательства и изнасилования (56)
  7. Так называемые «преступления чести» (65)
  8. Торговля людьми и незаконный ввоз мигрантов (70)
  9. Насилие в отношении женщин в конфликтах (79)
  10. Насилие со стороны интимного партнера или бывшего партнера и бытовые убийства (91)


БОЛЬШОЙ РАЗГОВОР: Пособие по борьбе с насилием в отношении женщин в СМИ (2020) в процессе перевода на русский

  • КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ 1

  • 1 ВВЕДЕНИЕ 3
  • 1.1 Почему так важно работать с медиа? 3
  • 1.2 Как можно привлечь внимание СМИ? 4

  • 2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАМКИ 5
  • 2.1 Рамки прав человека 5
  • 2.2 Инструменты политики 7

  • 3 РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ 9
  • 3.1 Соблюдение этических норм и безопасности 9
  • 3.2 Воздержание от социальных и культурных предубеждений 9
  • 3.3 Поддержка прав человека и гендерного равенства 9
  • 3.4 Принятие перекрестного подхода 10
  • 3.5 Обеспечение представительства 10
  • 3.6 Планирование более частого обращения за помощью пострадавшими от насилия 10
  • 3.7 Стремление к универсальности Интернета 11

  • 4 УКРЕПЛЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ 12
  • 4.1 Нормативная база 12
  • 4.2 Исследования и мониторинг 16
  • 4.3 Медийная и информационная грамотность 20
  • 4.4 Сети 27
  • 4.5 Награды и признание 32

  • 5 СОДЕЙСТВИЕ ПОЗИТИВНЫМ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ПОДХОДАМ 34
  • 5.1 Картирование и оценка 34
  • 5.2 Гендерный паритет 36
  • 5.3 Политики, протоколы, кодексы поведения 38
  • 5.4 Обучение 46
  • 5.5 Безопасность журналистов 47

  • 6 ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 53
  • 6.1 Точки входа для изменения социальных норм 58
  • 6.2 Фрейминг и обмен сообщениями медиа-контента 60
  • 6.3 Изучение возможностей с помощью медиа-контента 63
  • 6.3.1 Новости и текущие события 63
  • 6.3.2 Реклама 68
  • 6.3.3 Развлечения и творческие медиа 70
  • 6.3.4 Социальные сети и ИКТ 77
  • 6.4 Кампания 81
  • 6.5 Мобилизация сообщества 83

  • ПРИЛОЖЕНИЕ: 10 ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ 86
Гендер и журналистика
  • Введение (143)
  • Уровень обучения, описание предмета, методика (144)
  • Тема 1. Гендерная перспектива и Тема 2. Влияние журналистики с точки зрения равенства (145)
  • Тема 3. Понимание гендерных стереотипов и гендерной предвзятости
  • Тема 4:Выбор и иерархия новостей (146)
  • Тема 5:Язык, используемый в СМИ (146)
  • Тема 6:Журналы для женщин и девочек-подростков (147)
  • Тема 7:Журналисты по-разному относятся к мужчинам и женщинам в политике (148)
  • Тема 8:Телевизионная журналистика оказывает основное влияние на то, как мы строим нашу концепцию общества (149)
  • Тема 9:Радиожурналистика, похоже, утратила свою привлекательность во многих развитых странах
  • Тема 10:Будущее (150)
Журналистика, «Фейковые новости» и дезинформация (2019)
  1. Правда, доверие и журналистика: почему это важно (43)
  2. Размышления об "информационныом беспорядке": форматы дезинформации, некорректной и утечек (58)
  3. Трансформация новостной индустрии: цифровые технологии, социальные платформы и распространение дезинформации, некорректной информации (75)
  4. Борьба с некорректной информацией и дезинформацией с помощью медийной и информационной грамотности (МИГ) (95)
  5. Фактчекинг (109)
  6. Проверка социальных сетей: оценка источников и визуального контента (127)
  7. Борьба с интернет-злоупотреблениями: когда журналисты и их источники становятся мишенью (144)
Медийная и информационная грамотность в журналистике (2019)
  1. Медийная и информационная грамотность в журналистском образовании (13)
    • Основные понятия МИГ, Важность, 5 законов МИГ, от МИГ как защиты от СМИ до СМИ как партнеров по развитию МИГ,
    • Практика МИГ: упражнения и кейсы (25)
  2. Медийная и информационная грамотность в журналистской практике (30)
    • Компетенции студентов и преподавателей по МИГ (31)
    • Преодоление цензуры и бойкота с помощью МИГ (38)
    • Мониторинг сообщений СМИ для снижения негативного воздействия на граждан (40)
    • Наведение мостов сежду СМИ и информационными и библиотечными профессиями посредством МИГ (41)
    • Работа с источниками информации (46)
    • Гендерные аспекты МИГ (51)
    • Сбор информации с помощью открытых данных (56)
    • Визуализация новые возможности журналистики (58)
  3. Инструментарий медийной и информационной грамотности (94)
    • Укрепление доверия к СМИ через МИГ (65)
    • Профессиональные ассоциации НПО и МИГ (68)
    • МИГ и профессиональная этика (74)
    • МИГ для журналистов: инструменты и методы(76)
    • МИГ для СМИ: реализация внутренней политики (80)
    • Права человека онлайн. МИГ и журналистика как инструмент гражданского образования (84)
    • Как продвигать МИГ (96)
    • Как написать журналистский материал (99)
    • Рабочая тетрадь журналиста по МИГ(101)
Обучение журналистике в целях устойчивого развития: новые учебные планы
  1. Журналистика и устойчивое развитие (24)
  2. Экологическая журналистика (эко-журналистика) (34)
  3. Окружающая среда и изменение климата (122)
СМИ как партнеры в сфере образования для устойчивого развития
  1. Проблема освещения в СМИ экологической тематики (53)
  2. Экологический контроль в зеркале СМИ (58)
  3. Освещение вопросов устойчивого развития в средствах массовой информации (62)
  4. Этика журналиста при освещении вопросов устойчивого развития (131)
Довести мысль. Репортаж об изменении климата и устойчивом развитии в Азиатско-Тихоокеанском регионе (2018) (в процессе перевода на русский)
  1. Часть первая: главное 8
    • Что поставлено на карту? 9
    • Несправедливость изменения климата 9
    • Почему важно освещение в СМИ? и что это за история? 11
    • Чего не хватает в СМИ, освещающих изменение климата в Азиатско-Тихоокеанском регионе? 12
    • Совет по изменению климата: освещение в СМИ изменения климата и разговоры со скептиками 11
    • Чем может помочь эта книга 12
    • Изменение климата в цитатах 13
    • Десять фактов об изменении климата, которые должен знать каждый журналист 14
    • Как мы узнаем, что мы знаем о климате? 14
    • Разница между климатом и погодой
    • Как деятельность человека влияет на климат?
    • Воздействие изменения климата 15
    • Смягчение последствий и адаптация 15
    • Используйте рассказы об изменении климата, чтобы внести свой вклад в REDD + 15
    • Межправительственная группа экспертов по изменению климата и РКИК ООН 16
    • Рамочная конвенция ООН об изменении климата 16
    • Парижское соглашение 16
    • Цели в области устойчивого развития - не оставить никого позади 16
    • Уязвимость и устойчивость 17
    • История изменения климата: грядущие энергетические вызовы в Азии 18
    • Гендерные аспекты изменения климата 18
    • История изменения климата: Возобновляемые источники энергии и женщины 20
  2. Часть вторая: проблема в деталях 21
    • Почему меняется климат? 23
    • Парниковые газы, парниковый эффект и глобальное потепление 23
    • Что выделяет парниковые газы? Чьи это выбросы? 23
    • История изменения климата: Выбросы в Азиатско-Тихоокеанском регионе 24
    • Что еще влияет на глобальный климат? 24
    • Насколько потеплеет? Насколько еще потеплеет? 24
    • Три важных фактора, по которым глобальное потепление создает проблемы 25
    • Неустойчивые осадки 25
    • Экстремальные события 25
    • Восходящие моря 25
    • Совет по изменению климата: авторство или «это изменение климата?» 26
    • Что изменение климата означает для сельского хозяйства и продовольственной безопасности
    • История изменения климата: Вануату выращивает засухоустойчивые культуры в ответ на изменение климата
    • История изменения климата: Производство чая в Индии
    • Как изменение климата может повлиять на здоровье человека
    • ВОЗ отмечает, что к угрозам для людей относятся: Во что обойдется изменение климата?
    • История изменения климата: Подсчет стоимости изменения климата в Индонезии
    • История изменения климата: цена изменения климата в Кирибати
    • Затраты на адаптацию к изменению климата
    • Совет по изменению климата: климатическое финансирование
    • Финтех и изменение климата
    • История изменения климата: Финтех и солнечная энергия
    • Изменение климата и конфликты
    • Изменение климата и миграция
    • История изменения климата: на стыке миграции и конфликта
    • История изменения климата: Водные проблемы
  3. Часть третья: подробные решения 37
    • Как мы можем ограничить изменение климата?
    • Смягчение: предпринимаются шаги по посадке и защите лесов (СВОД +)
    • СВОД+ в Азиатско-Тихоокеанском регионе
    • История изменения климата: пример из Непала
    • Безопасная для климата устойчивая и возобновляемая энергия
    • Использование возобновляемых источников энергии вместо ископаемого топлива
    • История изменения климата: Таиланд использует возобновляемые источники энергии
    • Энергоэффективность
    • История изменения климата: климатически оптимизированная энергия на Филиппинах
    • Биотопливо: беспроигрышный или рискованный бизнес?
    • Проблемы политики смягчения последствий и землепользования
    • Снижение выбросов от сельского хозяйства Агроэкология
    • Агролесоводство
    • Управление плодородием почвы
    • История изменения климата: Проект экологического восстановления Кубуки
    • Городское сельское хозяйство Как мы можем адаптироваться к последствиям изменения климата?
    • Совет по изменению климата: Адаптационный фонд
    • Совет по изменению климата: Зеленый климатический фонд
    • Адаптация сельского хозяйства к изменению климата
    • История изменения климата: генетически модифицированные культуры и изменение климата
    • Адаптация через образование
    • Адаптация городов и поселков
    • История изменения климата: пример из Индонезии
    • История изменения климата: адаптация к наводнениям в городах Азии
  4. Часть четвертая: Политика и планы в отношении изменения климата 58
    • Международные договоры по борьбе с изменением климата
    • Краткая история основных воздействий РКИК ООН
    • Что РКИК ООН требует от правительств в Азиатско-Тихоокеанском регионе?
    • Приспособление
    • Коммуникация, информация и обучение
    • Межправительственные действия по изменению климата Руководство по изменению климата в Азиатско-Тихоокеанском регионе
  5. Часть пятая: репортаж об изменении климата 65
    • Почему СМИ важны?
    • Важность СМИ в освещении изменения климата
    • Семь советов по поиску историй, о которых стоит сообщить
    • История изменения климата: Изменение климата по радио
    • Десять быстрых советов по созданию лучших историй
    • Совет по изменению климата: сообщение об изменении климата на местных языках
    • Отчетность по конкретным аспектам изменения климата
    • Правозащитный аспект изменения климата
    • Культурный аспект изменения климата
    • Гендерный аспект изменения климата
    • Миграция, перемещение и изменение климата
    • Изменение климата и безопасность: конфликт из-за ресурсов, подпитываемый изменением климата
    • Приспособление
    • СВОД+
    • Репортаж об изменении климата и здоровье
    • Репортаж о международных переговорах по изменению климата
    • Репортаж о научных исследованиях в области изменения климата
    • Поиск исследования для отчета
    • Совет по изменению климата: избегайте сенсаций
    • Риск и неопределенность
    • Репортаж о научной неопределенности
    • Репортаж о рисках
    • Создание хорошей истории: поиск и использование данных, фотографий, видео, карт и графики
    • Использование данных
    • Изображения, которые дополняют историю изменения климата
  6. Часть шестая: Справочный раздел 85
    • Климат в Азиатско-Тихоокеанском регионе: как он может измениться
    • Ключевые факторы климатических условий в Азиатско-Тихоокеанском регионе
    • Региональные различия в климате История изменения климата: Озеро Урмия: место столкновения климата и бесхозяйственности
    • По странам: финансы, выбросы и уязвимость
    • Справочник контактов по вопросам изменения климата для журналистов
Изменение климата в Африке(2013)
  1. Почему изменение климата важно для каждого журналиста и каждого СМИ (10)
  2. Семь фактов об изменении климата, которые должен знать каждый журналист (14)
  3. Гендерные аспекты изменения климата (19)
  4. Почему меняется климат? (22)
  5. Как мы можем адаптироваться к последствиям изменения климата? (45)
  6. Политика и планы в отношении изменения климата (49)
  7. Отчетность об изменении климата (57)
  8. Семь быстрых советов, как найти истории, о которых стоит сообщить (58)
  9. Двенадцать быстрых советов для лучших историй (60)
  10. Отчетность по конкретным аспектам изменения климата (63)
Базовая модель основана на Модели учебной программы по журналистике, 2012 года со списками учебников на русском
  1. Основы журналистики (25)
  2. Подготовка информационных и иных материалов (53)
  3. Уровень 2: Углубленная журналистика (60)
  4. Экономическая и деловая журналистика (74)
  5. Мультимедийная/сетевая журналистика (132)
  6. Законодательство в области средств информации (139)
  7. Журналистская этика (148)
  8. СМИ и общество (154)
  9. Газетное и журнальное дело (132)
Факультативы
  1. Освещение конфликтов*
  2. Описание стихийных бедствий событий*
  3. Новости развивающихся стран*
  4. Международная журналистика*
  5. Политическая журналистика*
  6. Освещение мнений*
  7. Освещение разнообразия*
  8. Освещение лишений*
  9. Освещение здравоохранения*
  10. Освещение проблем окружающей среды*
  11. Освещение образования*
  12. Освещение социальных движений*
  13. Спортивная журналистика*
  14. Деловая журналистика*
  15. Научная журналистика*
  16. Журналистика искусства и культуры*
  17. Визуальная журналистика/Графика**
  18. Фотожурналистика**
  19. Редактирование**
  20. Аналитическая журналистика и выражение мнений
  21. Литературная критика/Документальная журналистика
  22. Менеджмент СМИ
  23. Экономика СМИ
Новая модель
  1. Устойчивость СМИ (c.38)
  2. Журналистика данных (c.49)
  3. Журналистика межкультурного диалога (c.61)
  4. Радиожурналистика местных сообществ (общинных средств информации) (c.71)
  5. Глобальная радиожурналистика (c.97)
  6. Научная журналистика, включая биоэтику (c.114)
  7. Гендер и журналистика (c.143)
  8. Гуманитарная журналистика (156)
  9. Освещение торговли людьми (175)
  10. Безопасность и журналистика (213)
Community Media Course
  1. Определение понятия общинного медиа 8
  2. Общинная коммуникация и ее потребности 9
  3. Общинные медиа в мире и в Кыргызстане и ее отличие в развитии 9
  4. Возможности общинных медиа 10
  5. Политика и процедуры создания общинных медиа 10
  6. Модели общинных медиа 11
  7. Бизнес-план общинного медиа Условия для создания общинного радио и мультимедийного центра 12
  8. Общинные медиа и выбор участников / волонтеров. Выпуск в эфир общинного ТВ 12
  9. Экономическая жизнеспособность и маркетинг общинных медиа 13
  10. Цели Устойчивого Развития и общинные медиа Создание взаимоотношений и сотрудничества общинных медиа с партнерами 14
  11. Интернет, новые медиа и общинные медиа 15
  12. Подготовка материалов общинного медиа 15
  13. Общинные медиа и адвокация 16
  14. Общинные медиа и помощь при бедствиях 17
  15. Управление, анализ и оценка общинных медиа 17
  16. Анализ и подведение итогов курса общинные медиа 18
Обучение журналистике в целях устойчивого развития
  1. Журналистика и устойчивое развитие (24)
  2. Экологическая журналистика (эко-журналистика) (34)
  3. Освещение устойчивого туризма (43)
  4. Освещение темы миграции и вопросов беженцев (61)
  5. Этика журналистского расследования (73)
  6. Цифровые СМИ, социальные сети и меняющийся характер журналистики (82)
  7. Адвокативная журналистика: участие, представительство и местные сообщества (93)
  8. Совместный международный репортаж (107)
Новая модель (2015)
  • Журналистика данных (49)
  • Уровень обучения, описание предмета (50)
  • Объем предмета (53)
  • Что такое журналистика данных?; Принципы исследования и статистика; Электронные таблицы (55)
  • Очистка и восстановление; Анализ данных: тестирование и выводы; Создание графики с помощью веб-инструментов; Написание материала (57)
Медийная и информационная грамотность в журналистике (2019)
  • Гендерные аспекты МИГ (51)
  • Сбор информации с помощью открытых данных (56)
  • Визуализация новые возможности журналистики (58)
Журналистика, «Фейковые новости» и дезинформация (2019)
  • Борьба с некорректной информацией и дезинформацией с помощью медийной и информационной грамотности (МИГ) (95)
  • Проверка социальных сетей: оценка источников и визуального контента (127)
Репортаж о конфликтах: современное состояние; курс для журналистов и преподавателей журналистики
Обучение журналистике в целях устойчивого развития
  • Освещение темы миграции и вопросов беженцев (61)
  • Освещение торговли людьми (175)
  • Торговля людьми и незаконный ввоз мигрантов (70)

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/journalism-education-and-training-by-theme