Нести мир в сознание мужчин и женщин

Казахстан: обсуждение проекта годового отчета о состоянии сферы доступа к информации

24 мая 2022

ЮНЕСКО Алматы и Министерство Информации и Общественного Развития Республики Казахстан организуют обсуждение мировых тенденций по доступу к информации и публичную дискуссию по проекту годового отчета Президенту о состоянии сферы доступа к информации в Казахстане.

Перед дискуссией ЮНЕСКО представит Отчет 2021 года об общественном доступе к информации

Состав: члены Комиссии по вопросам доступа к информации (в составе в основном общественные и экспертные организации, депутаты), ключевые гос.органы, уполномоченный по правам человека)

Ссылка для регистрации в Zoom: https://unesco-org.zoom.us/meeting/register/tZYrd-6vqj8iGdxfS4-a1j0gYl59kJM90DOJ


Ресурсы ЮНЕСКО


К восстановлению и далее

В докладе оценивается глобальный прогресс в принятии и реализации правовых гарантий доступа к информации во всем мире, освещаются основные результаты проведенного ЮНЕСКО в 2021 году Обзора общественного доступа к информации (ЦУР 16.10.2) и другие текущие инициативы в этой области.

Роль доступа к информации в восстановлении сообществ и укреплении государственных институтов

После распространения COVID-19 в начале 2020 года мир стал свидетелем растущего общественного спроса на точную, своевременную и надежную информацию.



×

Потребность в доступе к информации

Потребность в открытости, прозрачности и подотчетности как никогда высока. В условиях, когда гражданское пространство во время пандемии все больше сокращалось, а ложный контент постоянно расширялся, доступ к информации помог уравновесить ситуацию, послужив инструментом прозрачности, с помощью которого общественность могла реализовать свое право на запрос информации. Это позволило обеспечить участие общественности и гражданскую активность в борьбе с кризисом.

Прогресс в направлении ЦУР 16.10.2

в плане принятия обязательных законов и политики, предоставляющих частным лицам право на доступ к информации, хранящейся в органах государственной власти

ДИ и ЦУР

Доступ к информации (ДИ) был признан ключевым элементом устойчивого развития с момента принятия Декларации Рио-де-Жанейро в 1992 году. 


Растет интерес к отчетности о прогрессе в области ДИ

132 государства-члена ООН
приняли правовые гарантии
доступа к информации

Регулирование ДИ становится благоприятным

Из 102 стран
принявших участие
в опросе 89% указали
на наличие
гарантий ДИ

В 11 странах
приняты гарантии
после принятия
Повестки 2030

Демонстрируется ограниченный объем исключений

81% стран
сообщили,
о допустимых
исключениях
в гарантиях

Созданы специальные учреждения по надзору за ДИ

87% сообщили,
что их правовые
гарантии ДИ
указывают на
необходимость
специального
надзорного учреждения

Определяются механизмы ведения учета ДИ

только 57%
располагали данными
в 2020 году
по полученным
запросам на
информацию

48% дел
(большинство)
были удовлетворены
и только
15% были отклонены


Основные выводы исследования ЮНЕСКО о доступе общественности к информации в 2021 году

Показывают

Растущий интерес к отчетности по ДИ

Респонденты и баллы: Растет интерес к отчетности о прогрессе в области "доступа к информации", а страны и территории со специализированными надзорными институтами демонстрируют более высокие результаты.

132 государства-члена ООН приняли правовые гарантии доступа к информации

Из 79 стран и территорий, имеющих учреждения по надзору за ДИ 70% из них набрали 7 баллов и выше.

Национальные системы регулирования становятся всё более благоприятными

  • Основные выводы: Из 102 стран принявших участие в опросе 89% указали наличие гарантий ДИ (см. далее)
  • В 11 странах приняты гарантии после принятия Повестки дня на период до 2030 года

Демонстрируется ограниченный объем исключений

  • 81% (83) сообщили, что соответствующие правовые гарантии ДИ в явном виде упоминают допустимые исключения
  • Более 84% упомянули неприкосновенность частной жизни в качестве допустимого исключения


×

Исключения

позволяют скрывать определенные категории информации. Стандарты для исключений означают, что любое такое сокрытие должно быть основано на узких, пропорциональных, необходимых и четко определенных ограничениях. Исключения должны применяться только в том случае, если существует риск существенного вреда защищенному интересу (согласно списку на рисунке здесь), и если этот вред превышает общий общественный интерес в доступе к информации. На эти исключения иногда ссылаются в связи с запросами на информацию, а также в связи с отказами на отклоненные первоначальные запросы.

Далее, учреждения по надзору за ДИ в 24 из 40 стран и территорий, представивших данные по "запросам ДИ" в 2020 году, сообщили, что они хранят дезагрегированные данные о причинах нераскрытия и частичного раскрытия информации на основании законных исключений. Что касается данных по "апелляциям" в 2020 году, 29 из 51 респондента сообщили, что делают это.

Созданы специальные учреждения по надзору за ДИ

Основные выводы

  • 87% (79) сообщили, что их правовые гарантия ДИ указывают на необходимость специального надзорного учреждения
  • 34 Информационных комиссий/cаров
    является наиболее распространенным типом надзорного учреждения ДИ


×

Под надзорным учреждением понимается

учреждение, которому поручено обеспечить процесс надзора, мониторинга, оценки деятельности и обзора, чтобы гарантировать соблюдение законов, нормативных актов и политики. Таким образом, оно обеспечивает подотчетность при внедрении ДИ. Этот же или другой орган может также заниматься рассмотрением апелляций, хотя рассмотрение апелляций является отдельной функцией от надзора и иногда выполняется отдельным органом. Именно поэтому в некоторых странах существует более одного надзорного органа, в зависимости от выполняемых задач. Детально здесь.

В большинстве стран существуют механизмы ведения учета

Основные выводы

  • Из 102 стран и территорий
    только 57% располагали данными в 2020 году по полученным запросам на информацию (т.е. 52 юрисдикции)
  • 48% дел (большинство) были удовлетворены и только 15% были отклонены (среди 52 юрисдикций)
  • Детально

Уроки отчета о доступе общественности к информации (ЦУР 16.10.2) в 2021 году

Наличие специализированного надзорного учреждения способствует более эффективной работе



×

Результаты исследования,

проведенного в данном отчете, свидетельствуют о том, что наличие специализированного учреждения по надзору за ДИ является основополагающим фактором для обеспечения применения и исполнения законов ДИ. Об этом свидетельствуют более высокие баллы, полученные странами, имеющими такие специализированные учреждения. Опыт разных стран мира показывает, что эти учреждения играют ключевую роль в отстаивании стандартов и передовой практики, а также помогают решать проблемы, связанные с внедрением АТИ.

Ведение учета: одна из основных областей, требующих улучшения



×

Низкий уровень доступности данных

за 2020 год усиливает необходимость для учреждений по надзору за АТИ улучшить свои системы ведения учета. К счастью, надзорные учреждения АТИ в некоторых странах и территориях подают хорошие примеры реорганизации своих методов работы во время пандемии, которые могут быть повторены другими странами и территориями. Поскольку то, что нельзя измерить, нельзя улучшить, жизненно важно обеспечить адекватный и надежный учет полученных запросов и обращений, чтобы можно было собрать доказательства для отслеживания прогресса. Хорошая отчетность, основанная на фактах, также может помочь надзорным учреждениям ДИ в переговорах о предоставлении финансовых и технических ресурсов с политиками и другими заинтересованными сторонами, что, в свою очередь, поможет решить проблемы, связанные с управлением и ограниченными ресурсами.

Важность сети надзорных учреждений



×

По итогам опроса,

проведенного в 2021 году, важно, чтобы центральные органы, ответственные за ЦУР, привлекали надзорные учреждения ДИ и их сети к процессам ЦУР на национальном и региональном уровнях. Опыт ЮНЕСКО показывает, что эти сети незаменимы для улучшения процессов мониторинга и отчетности ДИ. Как также подразумевается в ЦУР 17, сила, способная стимулировать изменения, принадлежит альянсам и партнерствам. Международная конференция комиссаров по информации, Red de Transparencia y Acceso a la Informacion и Международный институт омбудсменов продемонстрировали успешное сотрудничество в тиражировании и расширении инициатив, которые ускорили как принятие, так и реализацию гарантий ДИ.

Продвижение подхода с участием многих заинтересованных сторон



×

Не менее

важно усилить участие гражданского общества в мониторинге и отчетности по ЦУР 16.10.2. В то время как опрос ЮНЕСКО дает возможность правительствам провести самооценку своей деятельности, мониторинг и отчетность гражданского общества могут предложить альтернативные данные и перспективы. Имея прямой доступ к низовому уровню, гражданское общество может также помочь обеспечить включение женщин и уязвимых групп, включая инвалидов, в повестку дня ДИ.

Доступ к информации как основной рычаг для достижения Повестки дня на период до 2030 года



×

Поскольку

до достижения ЦУР осталось девять лет, а глобальные проблемы становятся все более взаимосвязанными, ясно, что доступ к информации должен стать той нитью, которая связывает воедино различные действия по восстановлению сообществ и укреплению государственных институтов на пути к 2030 году и далее.



×

Цель 16:

"Поощрение мирных и инклюзивных обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и инклюзивных институтов на всех уровнях и инклюзивных обществ".

Задача 16.10:

"Обеспечение доступа общественности к информации и защита основных свобод в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями".

Показатель 16.10.2:

"Количество стран, которые принимают и реализуют конституционные, законодательные и/или политические гарантии доступа общественности к информации".

Видеозапись вебинара

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/kazakhstan-discussion-of-the-draft-annual-report-on-the-state-of-access-to-information