Нести мир в сознание мужчин и женщин

Ресурсы медийной и информационной грамотности в цифровую эпоху

19 июня 2022

Рост цифровых технологий оказывает глубокое влияние на способы производства, обмена и использования информации. Граждане, и особенно молодежь, сегодня подключены к сети как никогда, но многие из них не знают механизмов, определяющих их цифровое присутствие и взаимодействие с информацией онлайн и офлайн.

В то время как онлайн-услуги предлагают новые формы участия, цифровая трансформация также сопровождается всплеском ненавистнических высказываний, дезинформации и дезинформации в сети.

Персонализация и модерация контента еще больше усиливают эту опасную тенденцию, что имеет серьезные последствия для свободы слова и демократического развития.

Кроме того, гендерное неравенство и социально-экономическое неравенство лежат в основе растущего разрыва в доступе к цифровым технологиям и навыкам. В мире, где новые технологии являются мощным рычагом человеческого развития, необходимо сделать еще больше, чтобы все страны могли использовать потенциал цифровой трансформации, устранить цифровые пробелы и обеспечить информированное участие граждан в демократических процессах.

Наделяя граждан и молодежь цифровыми, медийными и информационными навыками, ЮНЕСКО вносит вклад в построение медиа- и информационно грамотных обществ.

Бюро ЮНЕСКО в Алматы собрало коллекцию материалов в ответ на эти вызовы.

Ресурсы ЮНЕСКО по Медийной и информационной грамотности

МИГ

Качественные репортажи

Обучение учащихся с инвалидностью

Ключевые результаты/элементы

Информационная грамотность

  • Определять и формулировать информационные потребности
  • Определять местонахождение и владеть способами получения доступа к информации
  • Получать информацию
  • Структурировать информацию
  • Использовать информацию на этичной основе
  • Распространять информацию
  • Использовать ИКТ-навыки для переработки информации

Медиаграмотность

  • Понимать роль и функции медиа и интернет-компаний в демократических обществах
  • Понимать условия, в которых медиа могут реализовывать свои функции
  • Критически оценивать медийный контент в контексте функций медиа
  • Использовать медиа для самовыражения и демократического участия
  • Владеть навыками, необходимыми для создания пользовательского контента (включая ИКТ-навыки)

Цифровая грамотность

  • Использовать цифровые инструменты
  • Понимать, что такое цифровая идентичность
  • Знать о цифровых правах
  • Оценивать риски, связанные с технологиями искусственного интеллекта
  • Развивать навыки цифровой коммуникации
  • Владеть навыками в области цифрового здоровья
  • Применять инструменты цифровой безопасности и защиты
Матрица компетенций Медийной и информационной грамотности

ЗНАНИЯ, НАВЫКИ И УСТАНОВКИ, СВЯЗАННЫЕ С МИГ

Данная Учебная программа и структура компетенций МИГ должна быть локализована в тех конкретных контекстах, в которых она будет использоваться. Это довольно гибкий инструмент, который может быть адаптирован к условиям

Экосистема и пять законов МИГ

Очевидна взаимосвязь между пересекающимися областями — медиаграмотностью, информационной грамотностью и цифровой грамотностью. В глобальном масштабе многие организации используют термин «медиаобразование», который покрывает и медиаграмотность, и информационную грамотность. Использование ЮНЕСКО термина «медийная и информационная грамотность» направлено на гармонизацию различных понятий и подходов в условиях конвергенции медиа и других средств предоставления информации.

Пять законов МИГ, как и другие разработанные ЮНЕСКО ресурсы по этой теме, призваны стать руководящими материалами для всех заинтересованных сторон, участвующих в развитии и продвижении МИГ в различных сферах.

Какие факторы в вашей стране отрицательно влияют на политику и стратегию МИГ?




×

Факторы:

  • Ресурсы
  • Отсутствие опыта и знаний в разработке стратегий
  • Отсутствие результатов исследований
  • Отсутствие заинтересованных сторон
  • Понимание как МИГ применяется для развития
  • Фрагментация МИГ (инфограмотность, медиаграмотность, цифровая, ИКТ грамотность)
  • Теоретические дебаты
  • Упор только не технические навыки (цифр, ИКТ)
  • Дихотомия: между защитой и расширением возможностей
  • Предположения о том, что все взаимосогласовано


×

Основы успеха стратегии:

  • Осуществление МИГ будет наиболее успешным там, где разные заинтересованные стороны имеют общее видение и работают в сотрудничестве, обмениваясь знаниями и ресурсами.
  • Основу для осведомленности, отношений и практики можно разработать без доступа к технологиям (например, в культурах с устной передачей информации). Программы МИГ должны быть приспособлены к тому, какие СМИ уже существуют или уже развиваются, и какие есть информационные технологии, которыми граждане могут воспользоваться, чтобы активно участвовать в жизни общества.
  • Развитие МИГ имеет ключевое значение для сплочения нации, экономического развития, защиты прав человека, для решения проблем культурного и лингвистического разнообразия

Связи МИГ с развитием

Политика и стратегии МИГ связаны с инициативами глобальной значимости, за которые ЮНЕСКО и другие агентства по развитию ведут работу по всем фронтам.



×

Связь между МИГ и инициативами по развитию

  • Образование для всех
  • Свободные и открытые образовательные ресурсы
  • Управление СМИ и вещанием
  • Профессиональные стандарты в журналистике и профессиональная этика
  • Свободное и открытое программное обеспечение
  • Развитие СМИ и коммуникаций
  • Свобода слова
  • Свобода информации
  • Сохранение документального наследия


×

Организация Объединенных Наций и её органы выделили шесть принципов гуманитарного права, лежащих в основе развития

  • Универсальность и неотъемлемость
  • Неделимость
  • Взаимозависимость и взаимосвязанность
  • Равенство и отсутствие дискриминации
  • Участие и вовлеченность
  • Подотчетность и верховенство закона

Шесть элементов для разработки стратегии МИГ

  • Видение: Есть ли в вашей стране какие либо национальные документы (концепции), отражающие видение МИГ, ее роли и цели?
  • Достигнут ли консенсус касательно этого видения, какие стимулы и возможности вы видите для партнерства и сотрудничества между заинтересованными вразвитии МИГ сторонами? Что конкретно вы могли бы предложить?
  • Стимулы: Какие проблемы, стоят перед заинтересованными в МИГ сторонами?
  • Какие ресурсы им необходимы для осуществления МИГ?
  • Что вы могли бы предложить для плана действий, мониторинга и оценки осуществления МИГ?


×

Возможные решения для формирования стратегии, согласно ЮНЕСКО:

Программы МИГ будут обеспечивать возможности для повышения потенциала и демократического участия, вовлекая граждан в креативное создание медийного и информационного контента и давая им осведомленность, отношение и навыки критического подхода к информации, взаимодействия с медийными и информационными провайдерами.

Программы, нацеленные на расширение возможностей граждан с помощью навыков МИГ, будут поддерживать создание обществ открытых знаний, включая усовершенствованные библиотеки, различные СМИ, свободные от внутреннего и внешнего влияния, свободу слова, свободу информации, так же как и открытое развитие (т.е. развитие, для которого характерны подотчетность и прозрачность), а также выгоды соблюдения прав человека.

  • Программы МИГ будут предоставлять обучение навыкам МИГ (осведомленности, отношений, практики), развивать знания и опыт в источниках.
  • Программы МИГ будут выявлять экономические выгоды, связанные со СМИ, институтами памяти и др. инфо провайдерами, включая Интернет. Они могут вести к открытию новых возможностей для коммерции, торговли и развитию новых отраслей производства.
  • Программы МИГ способствуют межкультурному диалогу и взаимопониманию, передавая культурные традиции новыми способами, прибегая к новым культурным практикам.
  • Программы МИГ будут продвигать выгоды СМИ, институтов памяти и других информационных провайдеров, создавая взаимные связи между МИГ, информированностью по вопросам здоровья, осведомленностью в сфере медико-санитарных инициатив, сельского хозяйства, научной осведомленностью, финансовой грамотностью. Продвигать доступ к информированию и оказанию помощи для отдаленных сельских общин.
  • Программы МИГ будут выявлять потенциальные возможности для устойчивости медийных и информационных технологий, и будут обеспечивать возможности выработки навыков устойчивого развития.
  • Для стратегий МИГ могут быть использованы подходы:

    1. Конвергенция
    2. Соблюдение базовых прав
    3. Акцент на расширении возможностей,
    4. общества знаний
    5. лингвистическое и культурное разнообразие
    6. Гендерный подход.
    * * *

    Основные держатели прав и носители обязательств в сфере МИГ





    ×

    О подходе, основанном на смещении акцента с протекционизма на расширение возможностей

    ТОЛЬКО ПРОТЕКЦИОНИЗМ

    УПОР НА НАРАЩИВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА

    Упор на критическую оценку медийных и других информационных провайдеров

    Дополняет компетенции, относящиеся к критическому анализу медийных и других инф. Провайдеров, другими компетенциями для понимания и защиты СМИ и информации

    Ограничивается доступ к технологиям

    Полный доступ к технологии, необходимой для полной МИГ и использование этих компетенций для взаимодействия с другими людьми, СМИ, инф.провайдерами и социальными, политическими, культурными и экономическими институтами

    Ограничивает доступ к контенту, считающемуся плохим

    Доступ и обеспечение компетенций МИГ для индивидуумов, чтобы они могли получить доступ к контенту самостоятельно на основе собственного информированного решения, либо отвергнуть его или принять

    Упор на законы и постановления

    Упор на МИГ, чтобы сами граждане, а не лоббирующ.группы могли выступить за необх. законы

    Упор на системы и процессы

    Упор на людей, обеспечивающий приобретение ими компетенций МИГ, чтобы они могли выбирать системы и процессы

    Предусматривает пассивность граждан

    Граждане являются активной частью процесса принятия решений

    Защита граждан от потенциально вредной инф

    Приобретение гражданами компетенций для критического анализа СМИ-более долгосрочный подход

    Упор на политич. госрегулирование СМИ и других инф. провайдеров, включая Интернет

    Упор на медийно и инф. грамотных граждан, которые могут помочь в выявлении случаев неэтичного использования СМИ и инф., в то время как они сами этичные провайдеры контента и пользователи

    Опасность избыточного регулирования

    Баланс между регулированием и наращиванием потенциала посредством МИГ

    Потенциальное ограничение прав

    МИГ дает гражданам возможность пользоваться правами

    Опасность преувеличения. Упор на возможности доступа к информации, СМИ, библиотекам, Интернету и т.д., давая при этом гражданам более широкие возможности в плане защиты от потенциальных рисков потенциальных негативных черт СМИ и других инф. Провайдеров, включая Интернет

    Упор на возможности доступа к информации, СМИ, библиотекам, Интернету и т.д., давая при этом гражданам более широкие возможности в плане защиты от потенциальных рисков

    Упор на интеллектуальное право научных и образовательных ресурсов

    Пропаганда посредством МИГ открытых образоват. ресурсов и откр. доступа к научной информации

    Упор на безопасность

    Обеспечение граждан компетенции МИГ, чтобы они понимали, что они не могут иметь 100% неприкосновенность, если их безопасностью онлайн и оффлайн занимается государство. Дать возможность группам гражданского общества принимать участие в принятии соответствующих решений

    Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/media-and-information-literacy-resources-in-the-digital-age