Нести мир в сознание мужчин и женщин

Национальное исследование по мониторингу достижений в обучении в Кыргызстане

21 Февраля 2001

По инициативе Министерства образования, науки и культуры Кыргызской Республики при совместной поддержке Детского Фонда ООН в Кыргызстане (ЮНИСЕФ) и Организации по образованию, культуре и науке в ООН (ЮНЕСКО) в 2000 году было инициировано проведение исследования «Мониторинг достижений в обучении» (МДО).

Целью исследования было определить уровень знаний, получаемых детьми в начальной школе, узнать, что влияет на качество знаний. Проделанная работа может стать основой для разработки механизма регулярного мониторинга качества образования в начальной школе Кыргызстана, способствовать выявлению и корректировке имеющихся проблем в системе образования.

Исполнителем данного исследования была независимая неправительственная организация – Центр изучения общественного мнения и прогнозирования. В наши функции входило разработать дизайны тестов и анкет, выборки, провести полевой этап исследования и анализ полученных результатов. Для реализации проекта были созданы два специальных органа: Национальный наблюдательный комитет по МДО и Рабочая группа по МДО.

Проведение мониторинга очень своевременно, так как позволило выявить качество образования на начальном этапе, которое наряду с учебным процессом охватывает сферу здоровья, безопасности, питания, участия родителей и общественности в жизнедеятельности начальной школы, а также характер управления процессом обучения в целом.

Исследование включает в себя вопросы, отражающие материально-техническое обеспечение школ и начальных классов Кыргызстана, загруженность (количество смен) школ, обеспеченность школ и начальных классов учебниками, педагогическими кадрами, отношения ученика и школы, отношения между родителями и учениками в семье, питание ребенка.

Для исследования применялась стратифицированная случайная выборка. Общий объем выборки составил 150 школ, что составляет 8% генеральной совокупности, для сравнения - подобным исследованием в Казахстане было охвачено1,8% школ.
Каждый регион - семь областей и город Бишкек были представлены в пропорции к общей численности школ. Помимо этого, школы республики были стратифицированы по районам, типу места расположения (село и город) и по языку обучения (кыргызский, русский, узбекский). В каждом регионе методом случайной выборки определялись точки опроса (школы), в которые с целью проведения исследования направлялись специально обученные интервьюеры. В связи с малочисленностью и отсутствием точных данных о частных школах (как правило, это коммерческие классы в общеобразовательных школах) и гимназиях, они были включены в выборку по каждому региону при согласовании со специалистами Министерства образования. Разработанный дизайн выборки был полностью согласован и одобрен Министерством образования.

Ссылка на дополнительную информацию

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/national-survey-on-monitoring-learning-achievements-in-kyrgyzstan