Новые горизонты: Обзор состояния дел в области воспитания и обучения детей младшего возраста в странах Азии и бассейна Тихого океана

1 Сентября 2016
Обложка © ЮНЕСКО Бангкок

В первые годы жизни у детей закладываются основы их эмоциональных, социальных, интеллектуальных и коммуникативных навыков. Это период, когда происходит наиболее интенсивное развитие детского мозга, когда они являются чрезвычайно восприимчивыми к широкому спектру стимулов, и когда они начинают овладевать навыками и умениями, которые смогут хорошо служить им на протяжении всей последующей жизни. Однако раннее детство является не только периодом возможностей, но и огромных рисков, связанных с недоеданием и такими факторами «токсического стресса», как плохое отношение, безнадзорность, бедность и насилие, которые могут привести к негативным последствиям, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь. Вот почему дети нуждаются во всесторонней заботе и обучении с самого рождения и имеют на них право.

В течение десятилетий ЮНЕСКО обеспечивает прочную поддержку по всему миру деятельности в области воспитания и обучения детей младшего возраста (ВОДМВ), признавая ее критическую важность для человеческого развития. Совсем недавно это нашло свое отражение в новой преобразующей повестке дня «Образование 2030», принятой в Инчхоне, Корейская Республика, в мае 2015 г., и закреплено в Цели устойчивого развития (ЦУР) 4, посвященной качеству образования.

В последние годы странам Азии и бассейна Тихого океана удалось достичь существенного прогресса в обеспечении более широкой доступности программ ВОДМВ. Однако, несмотря на это, вызовы по-прежнему остаются. Проблемы качества самой области ВОДМВ и неравноправного доступа к ней все еще существуют как в отдельных странах, так и в международном масштабе. Миллионы детей младшего возраста в этом динамичном и густонаселенном регионе – особенно живущих в удаленных, менее развитых районах и в неблагополучных общинах – имеют ограниченный доступ к таким программам, или лишены его вообще. К числу детей, которых труднее всего охватить услугами ВОДМВ, относятся девочки, сироты, дети с нарушениями/инвалидностью, дети из бедных семей или групп этнических и языковых меньшинств, а также дети, живущие в зонах конфликтов.

Для того чтобы ответить на эти вызовы, в рамках ЦУР 4 была определена конкретная цель (4.2) по ВОДМВ. Она основана на Цели 1, посвященной всеобъемлющей заботе о детях младшего возраста и их обучению, которая была определена в программе «Образование для всех», и в соответствии с которой предполагалось к 2030 г. «обеспечить всем девочкам и мальчикам младшего возраста доступ к качественному развитию, заботе и дошкольному образованию, чтобы они были готовы к начальному образованию».

Настоящий доклад ЮНЕСКО призван стать базовым программным документом, который должен содействовать достижению этой амбициозной и необходимой цели. Анализируя, каких успехов в достижении Цели 1 программы «Образование для всех» добились страны Азиатско-Тихоокеанского региона в целом в период с 2000 г. по 2015 г., в докладе определяются успехи региона и стоящие перед ним вызовы, связанные с многогранными аспектами ВОДМВ. В докладе также отражаются уроки, извлеченные при изучении конкретных случаев, призванные подчеркнуть успешные примеры политики и программ в области ВОДМВ, причем особое внимание уделяется вопросам качества, справедливого доступа, предоставления услуг, финансирования и мониторинга. В целом, он проливает свет на стратегические направления достижения качественного ВОДМВ для всех.

Все дети этого региона принадлежат к мировому сообществу народов и заслуживают равных возможностей для получения качественной заботы и обучения на ранних этапах своей жизни.

Движение к достижению ЦУР 4.2 потребует последовательной самоотдачи и инновационных подходов со стороны всех заинтересованных сторон, в том числе осуществления инвестиций в программы ВОДМВ, расширения межсекторального сотрудничества и укрепления компетенций педагогов и воспитателей.

Данный доклад поможет политикам и специалистам в области образования,предоставив им данные, примеры передовой практики и извлеченные уроки, которые позволят определять политику, создавать или расширять программы ВОДМВ, которые принесут пользу всем детям младшего возраста во всем регионе, особенно живущим в неблагополучных обстоятельствах.

Название публикации: Новые горизонты: Обзор состояния дел в области воспитания и обучения детей младшего возраста в странах Азии и бассейна Тихого океана

Бангкок: ЮНЕСКО Бангкок, 2016 год, объем: 120 страниц.

ISBN: 978-92-9223-554-3 (Electronic version)

Загрузить полнотекстовую публикацию по ссылке ниже:

Ссылка на дополнительную информацию

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/new-horizons-a-review-of-early-childhood-care-and-education-in-asia-and-the-pacific