Нести мир в сознание мужчин и женщин

Открытое письмо педагогам, родителям и детям от Директора ЮНЕСКО Алматы

1 Сентября 2020

О важности обучения во время и после пандемии КОВИД-19

Первое сентября в Казахстане - особенный день. Это – праздник знаний, который включает в себя торжественную линейку, наполненную песнями, цветами, и теплыми встречами с учителями и одноклассниками.

В Казахстане школы по всей стране приветствуют учеников строками из бессмертного стихотворения казахского педагога-просветителя и ученого Ыбырая Алтынсарина: «Кел, балалар, оқылық! Давайте, дети, учиться!». По традиции первоклассница и старшеклассник вместе звонят в колокольчик, и этот звон знаменует не только начало нового учебного года, но и важный момент в жизни учеников и их семей. Однако 2020 год, к сожалению, совсем другой. 2020 год — это первый год в истории Казахстана, когда в связи с кризисом КОВИД-19 празднование Первого сентября проходит онлайн.

Пандемия КОВИД-19 вызвала глобальный кризис в области образования во всем мире, затронувший, по данным ЮНЕСКО, почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах. Закрытие школ и университетов затронуло более 94% обучающихся в мире, включая Центральную Азию. В Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане от закрытия школ пострадали более 16 миллионов учащихся. В качестве меры безопасности против вируса осенью этого года 2,6 миллиона школьников в Казахстане будут обучаться в режиме онлайн.

С марта 2020 года Министерство образования и науки Казахстана приняло меры быстрого реагирования и перевело большинство школ и университетов на дистанционное обучение, используя разные технологии, такие как платформы онлайн-обучения и телевизионное вещание школьных уроков.

Несмотря на меры, принятые во всех сферах, пандемия оказала пагубное воздействие на каждого человека. Оценка социально-экономического воздействия, совместно проведенная агентствами ООН в Казахстане, показывает, что кризис угрожает повернуть вспять человеческое развитие, негативно воздействуя на средства к существованию, здоровье и качество образования. Пандемия усугубила ранее существовавшее неравенство и непропорционально затронула уязвимые группы населения, таких как женщины, молодежь, люди с ограниченными возможностями, безработные и самозанятые.

Строгие ограничения и отсутствие социального взаимодействия со сверстниками отрицательно сказались на эмоциональном и физическом здоровье детей. Молодые люди резко потеряли доступ к качественному образованию, работе и другим социальным, культурным и профессиональным возможностям для роста и развития. Кризис привел к значительному увеличению неоплачиваемого домашнего труда женщин, которые часто выполняют основные обязанности по уходу за членами семьи, в дополнение к работе и домашним обязанностям.

С марта Бюро ЮНЕСКО в Алматы сотрудничает с министерствами образования стран Центральной Азии и оказывает им поддержку, содействуя политическому диалогу, организуя мероприятия по наращиванию потенциала и разрабатывая качественный онлайн образовательный контент. Бюро ЮНЕСКО в Алматы в течение года проводит серию онлайн-тренингов по различным цифровым инструментам и решениям в области дистанционного обучения для сотрудников министерств и учителей. Тренинги научат инструкторов использовать системы управления обучением (LMS) и системы управления контентом (CMS), разработать качественный контент, а также оценивать работу студентов во время дистанционного обучения.

Мы также перевели и распространили образовательный контент на русском и казахском языках, например, серию информативных карточек, чтобы предоставить учителям, родителям и студентам практические советы по работе и учебе во время КОВИД-19. Разработанные Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) и ЮНЭЙДС, 64 иллюстрированные карточки содержат рекомендации о работе, учебе, взаимоотношениях, физическом и психическом здоровье во время пандемии.

Мы также оказали помощь детям и молодежи. В апреле мы запустили онлайн-курс "Art Connects", который провели 30 специалистов с целью улучшения психического и эмоционального здоровья детей с помощью искусства и творчества. На основе проведенных мероприятий было опубликовано комплексное пособие по арт-терапии для родителей и педагогов в сфере специального образования во время карантина. С целью создания доступных образовательных ресурсов для молодежи был запущен бесплатный недельный онлайн-тренинг по развитию профессиональных навыков. Семь экспертов провели семь лекций 198 молодым людям из Центральной Азии по таким темам, как финансовая грамотность, дизайн мышление, искусство публичного выступления и управление проектами, СММ продвижение, медийная и информационная грамотность и персональный брендинг. Все лекции доступны на странице ЮНЕСКО в Facebook. Кроме того, была разработана онлайн-платформа Молодежная сеть Центральной Азии (CAYNET), где молодые люди в возрасте 14-29 лет могут получить доступ к профессиональным курсам, изучать языки, разрабатывать проекты, обмениваться идеями и оказывать поддержку друг другу.

Кризис дает миру возможность пересмотреть свое восприятие «нормальной жизни», решить проблему неравенства, переосмыслить образование, с тем, чтобы сделать его более устойчивым и построить лучшее, более инклюзивное будущее. По словам Абая Кунанбайулы, казахского просветителя и философа, 175-летие которого мы отмечаем в этом году, «Верно, что в мире нет ничего неизменного, но ведь и зло не вечно. Разве после суровой зимы, не приходит полноводная цветущая весна?». Мы можем быть разделены, но остаемся связанными, и мы преодолеем этот кризис вместе.

Позвольте мне поздравить всех педагогов, учителей и учащихся всех возрастов с Днем знаний и началом нового учебного года. Желаю Вам крепкого здоровья, терпения и сил.

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/open-letter-to-educators-parents-and-students-from-the-director-of-unesco-almaty