Нести мир в сознание мужчин и женщин

Итоги алматинской конференции по коммуникативному образованию

6 Января 2006

7-8 декабря 2005 г. в Алматы прошла Международная научно-практическая конференция «Проблемы коммуникативного образования казахстанской студенческой молодежи в условиях открытого общества»

Министерство образования и науки Республики Казахстан, Казахский национальный университет им.аль-Фараби провели 2-х дневную международную научно-практическую конференцию «Проблемы коммуникативного образования казахстанской студенческой молодежи в условиях открытого общества», которая состоялась 7-8 декабря 2005 г. в г.Алматы.

Конференция была проведена при содействии Национальной комиссии РК по делам ЮНЕСКО.

Мировая динамика социально-экономического развития ХХ I века связана с решением проблем образования, науки, культуры и коммуникации. Особо актуализируются проблемы культуры мира и демократии на основе сотрудничества, социального партнерства, плюрализма, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания между странами и народами в них проживающих.

На современном этапе студенческая молодежь активно включается в жизнь мирового сообщества посредством своего активного участия во внутренней и внешней политической жизни страны. Это наиболее образованная и перспективная часть населения, во многом определяющая будущее государства.

Интеграция Казахстана в мировое пространство будет зависеть от качества образования и стремления молодежи к использованию источников научной информации, развитию коммуникативного общения, конкурентоспособности и потребности внедрения в мировую интеллектуальную элиту в целях служения интересам государства.

В этой связи остро встает проблема коммуникативного образования студентов. Коммуникативные знания и умения все больше признаются обязательным компонентом профессионализма современного специалиста и тем самым, необходимым компонентом современного образования.

Цель конференции состояла в консолидации позиций и выработке единых подходов к коммуникативному образованию и обучению как компоненты системы образования, направленного на формирование коммуникативной компетентности студенческой молодежи в условиях открытого общества и интеграции в мировое пространство.

В работе международной конференции приняли участие Генеральный секретарь Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО г-н Д.К. Касеинов, представитель Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы С.Карпов, 70 ученых из России, Центральной Азии и Казахстана.

В ходе конференции был организован мастер-класс по программе «Коммуникативные технологии в образовании», ведущего ученого, вице-президента Российской Коммуникативной Ассоциации, д.п.н. И.Н. Розиной, на котором присутствовало 30 человек, из которых составили: 20% магистранты и аспиранты педагогических специальностей, 50% - молодые преподаватели различных вузов г.Алматы и регионов Казахстана, 30% - ученые – кандидаты и доктора наук. По завершению 2-х дневной работы конференции участникам были выданы сертификаты.

Впервые в рамках конференции была организована секция для молодых ученых, в которой приняло участие 22 магистранта и аспиранта из различных факультетов вузов Казахстана.

Участники конференции отметили, что за последние годы достигнуты значительные успехи в реформировании высшего образования республики: внедрена многоуровневая система (бакалавриат, магистратура), получили распространение новые технологии организации учебного процесса, такие как кредит-система и инновационные формы и методы обучения, внедряется система менеджмента качества (СМК) и др. Проводимые реформы направлены на гармонизацию отечественной системы образования с международным образовательным пространством, достижение более высокого качественного уровня профессиональной подготовки и адаптации будущих специалистов к изменяющимся условиям нового века.

В то же время, как отметили участники конференции, что в условиях вхождения Казахстана в мировое сообщество, глобализации общественных процессов, интеграции системы высшего образования в мировое образовательное пространство недостаточно уделяется внимание коммуникативному образованию и обучению будущих специалистов в высшей школе. Коммуникативные дисциплины в большинстве своем отсутствуют в учебных планах вузов. Между тем, необходимость в специалистах с развитыми коммуникативными навыками межличностного общения в организационной и профессиональной среде уже достаточно осознается; в дальнейшем эта необходимость, как и ее осознание, будут только усиливаться.

Участники конференции:

осознавая возрастающую значимость коммуникативных процессов и взаимодействия как ведущей социальной силы созидания, осмысления, утверждения и конструирования новых социальных отношений в построении открытого общества;

необходимость формирования у будущего поколения нового мышления, духовных и общечеловеческих ценностей; воспитания в духе мира, толерантности, взаимопонимания и социального партнерства как неотъемлемой части международного сотрудничества в деле построения взаимосвязанного и взаимозависимого мира;

поддерживая совместные инициативы Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО, Министерства образования и науки РК, Казахского национального университета им.аль-Фараби по обсуждению вопросов включения коммуникативного образования и обучения как компоненты системы образования;

основываясь на национальных стратегических приоритетах в сфере развития образования;

солидаризуясь с концептуальными позициями высказанными на основе открытых дискуссий, состоявшихся в ходе конференции

РЕКОМЕДУЮТ:

1. В целях содействия совершенствованию образовательной политики РК включить в качестве ее составляющей новый принцип – принцип коммуникативного образования и обучения;

2. Наладить сеть международного сотрудничества через создание Казахстанской коммуникативной ассоциации (ККА) как сообщества профессионалов в области человеческих коммуникаций, исследователей, специалистов и практиков и оказания содействия в открытии подобных опорных пунктов в государствах Центральной Азии в тесном сотрудничестве с Российской коммуникативной ассоциации (РКА) и Всемирной коммуникационной ассоциации ( WCA );

3. Разработать Концепцию коммуникативного образования и обучения как компоненты национальной системы образования и программы действий с ожидаемыми результатами и индикаторами оценки.

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/outcomes-of-almaty-conference-on-communicative-education