Silk Roads in Kazakhstan: Talgar

27 January 2022

Boris Zheleznyakov is an experienced archaeologist in the Almaty region. He currently provides tours of several sites, including Talgar a medieval nexus of trade and handicrafts on the Silk Roads, which connected Central Asia with Iran, China, India, and the world. The object is now listed on the UNESCO World Heritage List as a component of the Changan-Tian-Shan Corridor of the Silk Roads, nominated jointly by China, Kazakhstan, and Kyrgyzstan.




When Boris tells of the story of Talgar or its historical name Talhiz you can sense a reverence for the site. Having worked as an archaeologist on numerous excavations, Boris has insight into each layer below the thick sheet of snow: the artefacts, the drawings, and the lives lived.

For Boris every archaeological find, every cultural layer, every piece of rock art is an opportunity to reconstruct the pages of history. The profession of an archaeologist is a varied one: yes, Boris might spend months in the field, uncovering artefacts and inching through history, but equally important are the hours at a desk, writing and contemplating, or the moments where he shares the story of the Silk Roads with those who continue to care about its pages. He stresses that archaeology is a game of luck. When he begins an excavation, he never knows what new discovery will be made, or how previous chapters of history might be rewritten. His work is based firmly on scientific methodology, but it requires a dose of creativity to interpret discoveries and pass down historical knowledge to the next generation.

When asked about his favourite aspect of work, Boris talks of people, not things: the best expeditions werent about the artefacts; they were about the colleagues and his mentors in the field. The best tours arent defined by the exhibits, but by the character of his guests. Children, in particular, have an openness and curiosity which allows Boris to challenge preconceived ideas and form new interpretations.



Perhaps it isnt surprising that children should be those who appreciate Talgar the most: the wide-open space is a playground for the imagination. Its easy for them to create their own tale of the artisans and traders, travellers and conquerors who passed through. Adults also may trace the lines of the rabads and imagine the diversity of their wares: from local goods such as clay toys, bronze mirrors and meticulous works of blacksmithing, to imports from far away such as Chinese ivory chopsticks, bronze Persian bowls and Japanese and Sogdian ceramics. The artefacts often paint a picture of the diverse religions which co-existed in Talhiz from the 8th to 13th centuries: a seated Buddha, earthenware and bronze items with Quranic inscriptions, and ceramic lamps with Nestorian Christian crosses were all found during excavations. Alongside Islam, Christianity, and Buddhism, Tengri tradition was also widespread. At its heyday from the 11th to 13th century Talhiz housed up to 6000 people, mainly Turks: Karluks, Jikili and Yagma. Their lifestyles varied: some were settled craftsmen or agriculturalists, others preserved nomadic or semi-nomadic lifestyles; itinerary traders constantly arrived from afar.



For Boris integrity is the key to being a good guide. Of course, his main priority is to provide guests with compelling accounts of the past, but he is unwilling to do this to the detriment of the truth. People ask for rumours about famous figures passing through the city, or about ghosts and paranormal sightings, but Boris believes that the site itself has enough stories to tell.

Stopping outside the residence of a jeweller, Boris reminisces about an unusual lull in the citys vibrancy: a so-called period of desolation. I.I. Kopylov, the main archaeologist responsible for excavations during the post-war Soviet period, dated a sterile layer from the 1060s to the 1090s. The whole city had been abandoned: the rabads for crafts and handiwork, the farmland, the suburbs, the outskirts; all were empty. It seems that infighting between Karakhanid dynasties had cut off the trade routes and caused the locals to flee. But the people of Talhiz did not forget their home. The owners and their children returned to their previous abodes and carried on the work of their fathers. After thirty years of absence, the jewellers ornaments reappear as if time had not passed. For an observer, it is comforting to imagine that after bouts of strife and hardship, life carries on.



Approximately four hundred years later, Talhiz was once again troubled by infighting: this time between the Mongol khanates. The trade routes dried up, and the city gradually shrank to a village. Boris emphasizes how lucky we are to have the settlement site preserved and protected by its heritage status. Talhiz was at risk of being lost many times. Until recently farmers still grazed their livestock upon its land; and dark archaeologists secretly removed and sold items from the site, recklessly damaging and mixing the cultural layers. Neighbouring sites have been lost forever: the northern side of Talgar, the historical town of Tunk/Ton on the right bank of the river, and countless other settlements mentioned in chronicles. Thanks to its protected status, Talhiz can now escape this fate.

The Talgar/Talhiz site has a promising future. It is only a forty-minute drive from the major city of Almaty and easily accessible by public transport all year round. Boris hopes to see tourism to the settlement flourish he envisages the construction of a visitor centre with exhibits from the site alongside plenty of visual, audial, and tactile engagement. If more visitors can be attracted to the town, it will help preserve the history of the Silk Roads, while providing economic opportunity for the people of Talgar.




This material was prepared within the framework of the project "Silk Roads Heritage Corridors in Afghanistan, Central Asia and Iran - International Dimension of the European Year of Cultural Heritage", implemented by UNESCO with financial support from the European Union

The content is the sole responsibility of the author and does not necessarily reflect the views of the European Union

silk roads heritage corridors + silk roads + talgar + travel + video + kazakhstan +silkroads

Permanent link: http://en.unesco.kz/silk-roads-in-kazakhstan-talgar

Нести мир в сознание мужчин и женщин

Шелковый Путь в Казахстане: Городище Талгар

27 января 2022

Борис Железняков - опытный археолог, работающий в Алматинской области. В настоящее время он проводит экскурсии по нескольким объектам, в том числе по Талгару - средневековому перевалочному пункту торговли и ремесел на Шелковом пути, который связывал Центральную Азию с Ираном, Китаем, Индией и всем миром. В настоящее время данный объект входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как компонент Чанъань – Тянь-Шаньского коридора Шелкового пути, номинированного совместно Китаем, Казахстаном и Кыргызстаном.




Когда Борис рассказывает об истории Талгара – или о Талхизе (историческое название), – чувствуется его трепетное отношение к этому месту. Поработав археологом на многих раскопках, Борис понимает, что находится под толстым слоем снега: артефакты, изображения и прожитые жизни.

Для Бориса "каждая археологическая находка, каждый культурный слой, каждый фрагмент наскальной живописи - это возможность восстановить страницы истории". Профессия археолога разнообразна: да, Борис может проводить месяцы в поле, занимаясь обнаружением артефактов и проникая в историю, однако не менее важны и часы, проведенные за письменной работой и размышлениями, или моменты, во время которых он делится историей Шелкового пути с теми, кто продолжает заботиться о его "страницах". Он подчеркивает, что археология - это игра на удачу. Когда он начинает раскопки, он никогда не знает, какое новое открытие будет сделано или как могут быть переписаны предыдущие страницы истории. Его работа основана на научной методологии, но она требует творческого подхода к интерпретации открытий и передаче исторических знаний следующему поколению.

Когда Бориса спрашивают о его любимом аспекте работы, он говорит о людях, а не о вещах: лучшие экспедиции были связаны не с артефактами, а с коллегами и его наставниками в данной области. Лучшие экскурсии определяются не экспонатами, а характером его гостей. Дети, в частности, обладают открытостью и любопытством, что позволяет Борису опровергать "предвзятые идеи" и предлагать новые трактовки



Неудивительно, что именно дети больше всего ценят Талгар, ведь открытое пространство - это игровая площадка для их воображения. Им легко создать свои собственные истории о ремесленниках и торговцах, путешественниках и завоевателях, которые проходили через эту местность. Взрослые также могут проследить линии рабада и представить себе разнообразие продаваемых в нем товаров: глиняные игрушки, бронзовые зеркала и искусные кузнечные изделия, а также такие импортные товары, как китайские палочки из слоновой кости, бронзовые персидские чаши, японская и согдийская керамика. Найденные артефакты рисуют картину сосуществования в Талхизе различных религий в период с 8 по 13 века: сидящий Будда, глиняные и бронзовые изделия с надписями из Корана, керамические лампы с несторианскими христианскими крестами. Наряду с исламом, христианством и буддизмом широко была распространена и традиция Тенгри. В период своего расцвета с 11 по 13 века в Талхизе проживало до 6000 человек; в основном это были тюрки: Карлуки, Джикили и Ягма. Их образ жизни был самым разным: одни были оседлыми ремесленниками или земледельцами, другие вели кочевой или полукочевой образ жизни; издалека постоянно прибывали маршрутные торговцы.



Для Бориса честность - это ключ к тому, чтобы быть хорошим гидом. Конечно, его главный приоритет - предоставить гостям увлекательный рассказ о прошлом, однако он не желает делать это в ущерб правде. Люди спрашивают о слухах о знаменитых личностях, проезжавших через город, или о призраках и паранормальных явлениях, но Борис считает, что у самого места достаточно собственных историй.

Остановившись у дома ювелира, Борис вспоминает о необычном периоде затишья в жизни города - так называемом "периоде запустения". И.И. Копылов, главный археолог, отвечавший за раскопки в послевоенный советский период, датировал этот "пустой" слой 1060-1090 годами. Весь город был заброшен: рабад, в котором занимались ремеслами и рукоделием, сельскохозяйственные угодья, пригороды, окраины - все было пусто. Похоже, что междоусобицы между различными династиями Караханидов привели к прекращению функционирования торговых путей и бегству местных жителей. Но жители Талхиза не забыли свой дом. Они и их дети вернулись в свои прежние жилища и "продолжили дело своих отцов". После тридцати лет отсутствия ювелирные украшения вновь появляются в слое, как будто ничего не произошло. Наблюдателя утешает мысль о том, что после раздоров и лишений жизнь продолжается.



Примерно четыреста лет спустя Талхиз снова был охвачен междоусобицей: на этот раз между монгольскими ханствами. Торговые пути перестали существовать и город постепенно превратился в селение. Борис подчеркивает, что нам повезло, что городище сохранилось и защищено статусом объекта наследия. Талхиз много раз был под угрозой исчезновения. До недавнего времени крестьяне продолжали пасти свой скот на его территории, а "темные археологи" тайно выносили и продавали предметы с территории городища, что приводило к повреждению и смешиванию культурных слоев. Соседние объекты были потеряны навсегда: среди них северная сторона Талгара, исторический город Тунк/Тон на правом берегу реки и другие бесчисленные поселения, упоминаемые в летописях. Благодаря своему защищенному статусу, Талхиз теперь может избежать этой участи.

У Талгара/Талхиза многообещающее будущее. Городище находится всего в сорока минутах езды от крупного города Алматы и доступно на общественном транспорте круглый год. Борис надеется, что туризм на территории городища будет развиваться: предполагается строительство визит-центра с экспонатами с городища, а также множество визуальных, звуковых и тактильных объектов. В случае увеличения числа посетителей, это поможет сохранить историю Шелкового пути, а также создаст новые экономические возможности для жителей Талгара.





Статья опубликована в рамках проекта «Коридоры наследия Шелкового пути в Афганистане, Центральной Азии и Иране – международные аспекты Европейского года культурного наследия», реализуемого ЮНЕСКО при финансовой поддержке Европейского Союза.

Содержание данного материала является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейского Союза.

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/silk-roads-in-kazakhstan-talgar