Нести мир в сознание мужчин и женщин

Шелковый Путь в Казахстане: Городище Талгар

27 января 2022

Борис Железняков - опытный археолог, работающий в Алматинской области. В настоящее время он проводит экскурсии по нескольким объектам, в том числе по Талгару - средневековому перевалочному пункту торговли и ремесел на Шелковом пути, который связывал Центральную Азию с Ираном, Китаем, Индией и всем миром. В настоящее время данный объект входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как компонент Чанъань – Тянь-Шаньского коридора Шелкового пути, номинированного совместно Китаем, Казахстаном и Кыргызстаном.




Когда Борис рассказывает об истории Талгара – или о Талхизе (историческое название), – чувствуется его трепетное отношение к этому месту. Поработав археологом на многих раскопках, Борис понимает, что находится под толстым слоем снега: артефакты, изображения и прожитые жизни.

Для Бориса "каждая археологическая находка, каждый культурный слой, каждый фрагмент наскальной живописи - это возможность восстановить страницы истории". Профессия археолога разнообразна: да, Борис может проводить месяцы в поле, занимаясь обнаружением артефактов и проникая в историю, однако не менее важны и часы, проведенные за письменной работой и размышлениями, или моменты, во время которых он делится историей Шелкового пути с теми, кто продолжает заботиться о его "страницах". Он подчеркивает, что археология - это игра на удачу. Когда он начинает раскопки, он никогда не знает, какое новое открытие будет сделано или как могут быть переписаны предыдущие страницы истории. Его работа основана на научной методологии, но она требует творческого подхода к интерпретации открытий и передаче исторических знаний следующему поколению.

Когда Бориса спрашивают о его любимом аспекте работы, он говорит о людях, а не о вещах: лучшие экспедиции были связаны не с артефактами, а с коллегами и его наставниками в данной области. Лучшие экскурсии определяются не экспонатами, а характером его гостей. Дети, в частности, обладают открытостью и любопытством, что позволяет Борису опровергать "предвзятые идеи" и предлагать новые трактовки



Неудивительно, что именно дети больше всего ценят Талгар, ведь открытое пространство - это игровая площадка для их воображения. Им легко создать свои собственные истории о ремесленниках и торговцах, путешественниках и завоевателях, которые проходили через эту местность. Взрослые также могут проследить линии рабада и представить себе разнообразие продаваемых в нем товаров: глиняные игрушки, бронзовые зеркала и искусные кузнечные изделия, а также такие импортные товары, как китайские палочки из слоновой кости, бронзовые персидские чаши, японская и согдийская керамика. Найденные артефакты рисуют картину сосуществования в Талхизе различных религий в период с 8 по 13 века: сидящий Будда, глиняные и бронзовые изделия с надписями из Корана, керамические лампы с несторианскими христианскими крестами. Наряду с исламом, христианством и буддизмом широко была распространена и традиция Тенгри. В период своего расцвета с 11 по 13 века в Талхизе проживало до 6000 человек; в основном это были тюрки: Карлуки, Джикили и Ягма. Их образ жизни был самым разным: одни были оседлыми ремесленниками или земледельцами, другие вели кочевой или полукочевой образ жизни; издалека постоянно прибывали маршрутные торговцы.



Для Бориса честность - это ключ к тому, чтобы быть хорошим гидом. Конечно, его главный приоритет - предоставить гостям увлекательный рассказ о прошлом, однако он не желает делать это в ущерб правде. Люди спрашивают о слухах о знаменитых личностях, проезжавших через город, или о призраках и паранормальных явлениях, но Борис считает, что у самого места достаточно собственных историй.

Остановившись у дома ювелира, Борис вспоминает о необычном периоде затишья в жизни города - так называемом "периоде запустения". И.И. Копылов, главный археолог, отвечавший за раскопки в послевоенный советский период, датировал этот "пустой" слой 1060-1090 годами. Весь город был заброшен: рабад, в котором занимались ремеслами и рукоделием, сельскохозяйственные угодья, пригороды, окраины - все было пусто. Похоже, что междоусобицы между различными династиями Караханидов привели к прекращению функционирования торговых путей и бегству местных жителей. Но жители Талхиза не забыли свой дом. Они и их дети вернулись в свои прежние жилища и "продолжили дело своих отцов". После тридцати лет отсутствия ювелирные украшения вновь появляются в слое, как будто ничего не произошло. Наблюдателя утешает мысль о том, что после раздоров и лишений жизнь продолжается.



Примерно четыреста лет спустя Талхиз снова был охвачен междоусобицей: на этот раз между монгольскими ханствами. Торговые пути перестали существовать и город постепенно превратился в селение. Борис подчеркивает, что нам повезло, что городище сохранилось и защищено статусом объекта наследия. Талхиз много раз был под угрозой исчезновения. До недавнего времени крестьяне продолжали пасти свой скот на его территории, а "темные археологи" тайно выносили и продавали предметы с территории городища, что приводило к повреждению и смешиванию культурных слоев. Соседние объекты были потеряны навсегда: среди них северная сторона Талгара, исторический город Тунк/Тон на правом берегу реки и другие бесчисленные поселения, упоминаемые в летописях. Благодаря своему защищенному статусу, Талхиз теперь может избежать этой участи.

У Талгара/Талхиза многообещающее будущее. Городище находится всего в сорока минутах езды от крупного города Алматы и доступно на общественном транспорте круглый год. Борис надеется, что туризм на территории городища будет развиваться: предполагается строительство визит-центра с экспонатами с городища, а также множество визуальных, звуковых и тактильных объектов. В случае увеличения числа посетителей, это поможет сохранить историю Шелкового пути, а также создаст новые экономические возможности для жителей Талгара.





Статья опубликована в рамках проекта «Коридоры наследия Шелкового пути в Афганистане, Центральной Азии и Иране – международные аспекты Европейского года культурного наследия», реализуемого ЮНЕСКО при финансовой поддержке Европейского Союза.

Содержание данного материала является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейского Союза.

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/silk-roads-in-kazakhstan-talgar