Нести мир в сознание мужчин и женщин

Шестое совещание Группы высокого уровня по образованию для всех

8 Декабря 2006

Шестое совещание Группы высокого уровня по образованию для всех проходило в г.Каир с 14 по 16 ноября 2006г., по приглашению Генерального Директора ЮНЕСКО. Центральной темой которого было «Воспитание и образование детей младшего возраста» (ВОДМ). По завершению встречи было подготовлено коммюнике.

1. Мы, министры, руководители и старшие должностные лица многосторонних и двусторонних учреждений и руководители организаций гражданского общества, собрались в Каире 14-16 ноября 2006 г. по приглашению Генерального директора ЮНЕСКО на шестом совещании Группы высокого уровня по образованию для всех (ОДВ), центральной темой которого было «Воспитание и образование детей младшего возраста» (ВОДМ). Мы выражаем нашу искреннюю благодарность принимающей стороне, правительству Египта, за ее теплое гостеприимство и поддержку. 2. Наше совещание проводится в конце еще одного важного года для развития и образования. Вопросы образования стали занимать более важное место в политической повестке дня, и многие страны прилагают усилия к тому, чтобы увеличить бюджеты на образование и ускорить прогресс в области ОДВ. Мы приветствуем четкую поддержку ОДВ со стороны саммита Группы восьми в Санкт-Петербурге, включение темы ОДВ-ИУП в коммюнике министров финансов Группы семи и поддержку, выраженную Комитетом по вопросам развития Всемирного банка, а также новые инициативы, касающиеся финансирования образования в течение последующих десяти лет, объявленные на проводившейся в Абудже Конференции по финансированию в целях развития. Мы с удовлетворением отмечаем также расширение взаимодействия между пятью первона¬чальными учреждениями – организаторами форумов по ОДВ в целях повышения скоординированности действий в поддержку усилий в области ОДВ на страновом уровне.

3. Мы подтверждаем более комплексный характер международной повестки дня Инициативы Организации Объединенных Наций в области образования девочек (ЮНГЕИ) и Инициативы ускоренного продвижения к целям ОДВ (ИУП), в рамках которых до встречи Группы высокого уровня, проводились совещания, внесшие существенный вклад в наши обсуждения.

4. Во Всемирном докладе по мониторингу ОДВ за 2007 г. (ВДМ) отмечается дальнейший прогресс в области ОДВ, причем в период с 1999 г. по 2004 г. число детей, учащихся в начальной школе, увеличилось более чем на 37 млн. Еще большее число стран отменили плату за школьное обучение, и увеличивается помощь на цели образования. Реально, хотя и медленно, повышаются уровни грамотности среди взрослых – при нынешних темпах этого процесса из 781 млн. неграмотных взрослых к 2015 г. грамотными станут только 100 млн. человек. Две трети из 181 страны, по которым имеются данные, уже достигли гендерного паритета на начальной ступени образования. В постконфликтных и послекризисных ситуациях для обеспечения детям и взрослым возможностей обучения требуются решения, учитывающие условия конкретных стран. То, что еще предстоит сделать в области ОДВ, требует широких и неотложных мер; например, с увеличением контингента учащихся качество образования и оценка результатов обучения остаются важнейшими приоритетными задачами, к решению которых необходимо подходить одновременно.

5. Мы вновь обращаем внимание на проблемы, которые затрагивались в прошлом году и требуют постоянных усилий со стороны всех нас:

• Образование является ключом к достижению целей в области развития, сформули¬рованных в Декларации тысячелетия (ЦРТ); мы призываем к более тесной интеграции планирования в области образования с планированием в отношении более широких целей развития как на национальном, так и на международном уровнях.

• Шесть целей ОДВ представляют собой комплексную повестку дня в области образования, и мы вновь заявляем о своем намерении применять комплексный подход для их достижения.

• Прогресс на пути к гендерному паритету в базовом образовании происходит слишком медленно. Гендерное равенство в образовании становится даже еще более трудно достижимой целью. Мы обязуемся предпринимать целенаправ¬ленные усилия с целью устранения препятствий для доступа девочек к школьному образованию в рамках ЮНГЕИ, используя любые возможные средства, а также решать проблему успеваемости девочек и мальчиков как на начальной, так и на средней ступенях образования.

• Один из пяти взрослых не обладает навыками грамотности, причем большин¬ство из них – женщины. Такая ситуация неприемлема и является позорным приме¬ром упущенных возможностей. Мы обязуемся решать эту проблему с помощью новаторского подхода и новых инвестиций.

• На основе ВДМ за 2005 г., тема которого – «Императив качества», и других исследований правительства и партнеры по ОДВ разработают комплексный подход на национальном уровне, обеспечивающий учет всех аспектов качествен¬ного образования в рамках мониторинга и оценки и всех соответствующих процессов планирования и разработки политики.

• Для мониторинга прогресса на пути к ОДВ важнейшее значение имеют точные и конкретные данные, и мы приветствуем анализ статистической информации по образованию и финансированию образования в докладе за 2007 г. Мы обязуемся активизировать усилия, направленные на получение данных от тех стран, которые не включены в этот анализ, особенно стран, затронутых конфликтами, а также данных о субнациональных реальностях.

• Многочисленные экономические, социальные, культурные и образовательные проблемы, связанные с детским трудом, требуют решений, учитывающих конкретные условия, – мы обязуемся обеспечить прозрачность в нашей работе с сообществами и предоставить ресурсы для ликвидации детского труда и обеспечения справедливого доступа к использованию возможностей качествен¬ного обучения.

• Для того чтобы каждый ребенок мог учиться у квалифицированного учителя в классе, не превышающем 40 человек, к 2015 г. потребуется 18 млн. новых учителей. Прилагая усилия к достижению этой цели, мы намерены следовать стратегиям и применять новаторский подход для повышения качества учителей на всех ступенях образования и при всех обстоятельствах. Такой подход включает уделение внимания тщательной разработке актуальных учебных программ для облегчения процесса обучения и повышения эффективности учительской работы, а также содействие заполнению педагогических пробелов при повышении качества преподавания.

• В качестве партнеров по ОДВ мы будем и далее определять надлежащие пути эффективной и устойчивой поддержки и укрепления образования в ситуациях после конфликтов и после бедствий, а также в неустойчивых государствах в рамках целенаправленных усилий по удовлетворению потребностей в области ОДВ групп, находящихся в наиболее неблагоприятном положении.

• Сотрудничество Юг-Юг обладает значительно большим потенциалом для достижения ОДВ, чем это представляется в настоящее время, особенно в плане создания потенциала и институционального развития. Кроме того, оно является ключевым средством координации действий в решении аналогичных проблем.

Воспитание и образование детей младшего возраста

6. Мы с удовлетворением отмечаем, что во Всемирном докладе по мониторингу за 2007 г. подчеркивается благотворное влияние мер по воспитанию и образованию детей младшего возраста на самих детей, на возможности обеспечения всеобщего начального образования и на национальное социально-экономическое развитие. В рамках всех целей ОДВ мы обязуемся прилагать совместные усилия в интересах:

• расширения охвата программами образования детей младшего возраста с уделе¬нием особого внимания группам общества, находящимся в наиболее неблаго¬приятном положении;

• разработки четкой и всеобъемлющей национальной политики в области ВОДМ в консультации с соответствующими заинтересованными сторонами, особенно родителями, в рамках национального плана для сектора образования;

• расширения и углубления партнерских связей в области ВОДМ, особенно между правительствами, местными общинами, НПО и представителями частного сектора;

• содействия реализации инклюзивных программ ВОДМ, применяющих целостный подход к удовлетворению потребностей ребенка, включая аспекты образования, здоровья, питания, социального обслуживания и социальной защиты, и уважающих культурное и языковое разнообразие, в том числе использование родного языка;

• закрепления грамотности и укрепления неформального образования, особенно в случае женщин, в качестве части комплексного подхода к ВОДМ;

• решения гендерных проблем в первые годы жизни ребенка в качестве важнейшей части усилий по достижению целей гендерного паритета и гендерного равенства;

• повышения квалификации и статуса персонала ВОДМ в целях повышения качества его взаимодействия с детьми.

Поддержка и финансирование

7. Мы признаем насущную необходимость увеличения финансирования из национальных и внешних источников для достижения целей ОДВ к 2015 г. и принимаем к сведению приводимую в ВДМ за 2007 г. оценочную цифру ежегодных потребностей во внешнем финансировании в размере 11 млрд. долл. для обеспечения всеобщего начального образования, а также грамотности среди взрослых и ВОДМ. Мы приветствуем растущую каталитическую роль ОДВ-ИУП для гармонизации, согласования и увеличения потоков средств на цели базового образования.

8. Мы рекомендуем, в частности, следующее:

• провести дальнейший углубленный анализ разрыва в финансировании с учетом прогнозируемых долгосрочных финансовых последствий деятельности по достижению шести целей ОДВ и представить доклад совещанию Группы высокого уровня в 2007 г.;

• установить диалог между партнерами по ОДВ и министрами финансов и МВФ, с тем чтобы побудить страны к созданию налоговых механизмов для повышения инвестиций в ОДВ и содействовать им в устранении таких препятствий, как предельный размер бюджета заработной платы в государственном секторе;

• активизировать усилия всех партнеров по ОДВ, направленные на обеспечение адекватных ресурсов для достижения целей ОДВ к 2015 г., в контексте увеличения объявленных взносов в рамках ОПР:

• правительства развивающихся стран должны и далее повышать долю национальных бюджетных средств, выделяемых на цели образования, стремясь к достижению показателя в 4-6% от размера ВНП;

• партнеры по внешнему финансированию должны повысить уровни предсказуемого и долгосрочного финансирования образования в целом и базового образования, в частности, включая распространение грамотности среди взрослых, ВОДМ и выработку жизненных навыков среди подростков. Во внешнем финансировании следует уделять особое внимание своевременному притоку средств и заполнению финансовых пробелов в планах сектора образования, утвержденных в рамках ИУП;

• правительствам и учреждениям по оказанию помощи необходимо в срочном порядке установить цели финансирования ВОДМ на значительно более высоких по сравнению с нынешним уровнях для обеспечения охвата тех групп общества, которые находятся в наиболее неблагоприятном положении;

• для поддержки ОДВ следует обеспечить дальнейшую разработку осуществимых и применяемых надлежащим образом новаторских финансовых механизмов, включая конверсию задолженности в средства для финансирования образования, развитие партнерских связей между государственным и частным секторами и использование других возможностей финансирования;

• если страны примут решение об отмене платы за школьное обучение, то партнерам по внешнему финансированию следует в срочном порядке рассмотреть вопрос о мерах по восполнению возникающего в результате этого пробела в финансировании.

ВИЧ и СПИД

9. Мы вновь подтверждаем ту центральную роль, которую играет образование в обеспе¬чении отдельным лицам, сообществам и нациям возможности эффективно решать проблемы ВИЧ и СПИДа, а учащимся – возможности защищать самих себя и других от ВИЧ.

10. Признавая, что ВИЧ и СПИД представляют собой серьезную глобальную проблему, мы обязуемся, в частности, во всех странах проводить работу, направленную на:

• увязывание планирования в секторе образования с обязательством обеспечить к 2010 г. всеобщий доступ к профилактике, уходу, лечению и получению поддержки;

• использование образовательных стратегий и всего потенциала сектора образо¬вания для уменьшения стигматизации и дискриминации, связанных с ВИЧ и СПИДом;

• уменьшение воздействия эпидемии на сектор образования, включая обеспечение расширенной подготовки и поддержки педагогов и замену учителей, выбывших в результате СПИДа;

• принятие в системах образования политики, направленной на оказание поддержки и борьбу с дискриминацией на рабочем месте, например, свода практических правил МОТ;

• разработку и укрепление образовательных и аналогичных программ, ориенти¬рованных на формирование жизненных навыков, с целью повышения информиро¬ванности о ВИЧ и СПИДе и их профилактики;

• обеспечение того, чтобы сироты и другие социально не защищенные дети имели равный доступ к качественному образованию и возможности его завершения;

• обеспечение того, чтобы системы образования давали доступ к уходу, под¬держке и лечению для учителей и другого персонала, инфицированного или затронутого ВИЧ и СПИДом;

• содействие развитию стратегических межсекторальных партнерских связей для укрепления и поддержки всеобъемлющих ответных мер со стороны сектора образования.

Другие крупные проблемы

11. Мы подчеркиваем, что нищета и социальное отчуждение остаются основными барье¬рами на пути к достижению целей ОДВ, и обязуемся принять в поддержку наиболее бедных слоев населения дополнительные меры, такие как отмена платы за школьное обучение и перечисление денежных средств, а также проводить политику содействия социальной интеграции.

12. Мы обязуемся решать проблему гендерного неравенства во всех его формах, как в случае девочек, которые по-прежнему находятся в неблагоприятном положении, так и мальчиков, когда они подвергаются маргинализации, устраняя препятствия, мешающие доступу, продолжению обучения, успеваемости и качественным результатам обучения.

13. Мы будем прилагать усилия к удовлетворению особых образовательных потребностей подростков, как девочек, так и мальчиков, с помощью соответствующих программ в рамках или вне школьной системы с уделением особого внимания выработке жизненных навыков.

Сотрудничество и Глобальный план действий

14. Мы признаем центральную роль расширения сотрудничества и координации в наших коллективных усилиях по достижению целей ОДВ. В связи с этим мы приветствуем усовершенствованный вариант Глобального плана действий по ОДВ: оказание странам более эффективной поддержки в достижении целей ОДВ, а также поддержку этого процесса со стороны руководителей учреждений – организаторов форумов по ОДВ и участников саммита Группы восьми 2006 г. Мы хотели бы отметить то внимание, которое уделяется в этом Плане принципу «одна страна – один план для сектора образования», как важному фактору улучшения координации. Сознавая, что этот План направлен на совершенствование координации между многосторонними учреждениями в соответствии с Парижской декларацией в качестве важного элемента укрепления координации на страновом уровне между всеми заинтересованными сторонами, мы предлагаем следующие рекомендации в отношении действий в четырех областях в ходе следующего года и хотели бы получить доклад о их выполнении на совещании Группы высокого уровня в 2007 г.:

(а) применение Плана:

• партнерам по ОДВ следует принять срочные меры для применения Плана на страновом уровне, включая пилотные страны в рамках реформы ООН, с тем чтобы продемонстрировать эффективную координацию на местах;

• для этого Плана следует использовать существующие механизмы координации, расширяя их масштабы на основе документированного процесса и модели на национальном уровне;

• ЮНЕСКО следует обеспечить тесный мониторинг процесса осуществления в отобранных странах с целью извлечения уроков из приобретенного опыта и соответствующей адаптации Плана;

(b) развитие потенциала

• в глобальном масштабе, а также в рамках национальных процессов планирования в области образования учреждениям – организаторам форумов по ОДВ следует содействовать применению скоординированного и систематического подхода к поддержке реализуемых странами стратегий в области развития потенциала в рамках и вне сектора образования. Это касается также подходов, определенных на совещании по партнерству в рамках ОДВ-ИУП;

(с) сотрудничество по линии Юг-Юг и на трехсторонней основе

• ЮНЕСКО следует разработать к совещанию Группы высокого уровня 2007 г. конкретный план в сотрудничестве со странами О-9, Группой-77 и Китаем, а также учреждениями по оказанию помощи с целью расширения сотрудничества Юг-Юг и Юг-Юг-Север (трехстороннее сотрудничество);

(d) мониторинг и оценка

• на основе результатов обзоров прогресса в области ОДВ на национальном уровне партнерам по ОДВ следует запланировать в дополнение к глобальному обзору прогресса в этой области, проводимого в рамках ВДМ за 2008 г., осуществления более долгосрочного обзорного и исследовательского процесса для мониторинга и оценки с целью получения информации для национальной политики и программ в тесной увязке с предложениями ОДВ-ИУП по укреплению систем мониторинга посредством расширенного взаимодействия.

15. Мы ожидаем также, что учреждения – организаторы форумов по ОДВ продолжат проведение регулярных консультаций на международном уровне, с тем чтобы План оставался динамичным инструментом координации, охватывая, в частности, других партнеров по ОДВ помимо первоначальных пяти учреждений – организаторов форумов по ОДВ.

Путь вперед

16. Мы ожидаем подготовки ВДМ ОДВ за 2008 г. и обзор в рамках этого документа прогресса в области ОДВ, о чем говорится в коммюнике совещания Группы высокого уровня, состоявшемся в Пекине в 2005 г. Мы приветствуем планы, предусматривающие принятие новой последовательности механизмов ОДВ (публикация ВДМ – совещание Рабочей группы – совещание Группы высокого уровня) с целью более широкого использования материалов ВДМ для определения характера нынешних коллективных усилий.

17. Мы рекомендуем также предпринять дополнительные усилия, направленные на придание нового импульса совещанию Группы высокого уровня и привлечение представителей министерского уровня и глав учреждений, с тем чтобы продемонстрировать приверженность делу и усилить воздействие этого совещания.

18. Мы приветствуем также региональные усилия, направленные на проведение в 2007 г. обзора и анализа прогресса в области ОДВ. Эти взаимодополняющие процессы позволят не только провести оценку прогресса, достигнутого с 2000 г., но и определить направление усилий до 2015 г. Мы коллективно обязуемся сделать все от нас зависящее для того, чтобы энергично отреагировать на результаты этих обзоров.

19. Мы обязуемся содействовать делу ОДВ и интеграции целей ОДВ в более широкие повестки дня в области развития в рамках мероприятий, которые будут проводиться в 2007 г., таких как саммит Группы восьми, ежегодные совещания Всемирного банка и МВФ, региональные конференции по вопросам распространения грамотности, Генеральная конференция ЮНЕСКО, а также совещания АС, АЛЕКСО, КОМЕДАФ и другие.

20. Мы приветствуем предложение правительства Сенегала провести в этой стране следующее совещание Группы высокого уровня по образованию для всех 11-12 декабря 2007 г., в ходе которого основное внимание будет сосредоточено на общем обзоре прогресса в области ОДВ.

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/sixth-meeting-of-the-high-level-group-on-education-for-all