ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД С ОБРАЗОВАНИЕМ 2030: Государства Центральной Азии делают упор на совершенствование политики и укрепление сотрудничества

13 Марта 2017
Участники встречи по ЦУР-4 © ЮНЕСКО Ташкент

22-24 ФЕВРАЛЯ, 2017, АЛМАТЫ – Кластерное Бюро ЮНЕСКО по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану организовало встречу для государственных служащих, специалисты по образованию из различных агентств ООН для определения задач и поиска решений по достижению Цели 4 устойчивого развития (ЦУР-4) в субрегионе. Особая благодарность за участие присутствовавшим Министру Образования и Науки Республики Казахстан и Заместителю Министра Образования и Науки Республики Кыргызстан. ЦУР-4 включена в программу Целей устойчивого развития, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году. Задача обозначена как качественное образование и состоит в «обеспечении всестороннего, равноправного и качественного образования и поощрении возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Всемирная программа “Образование 2030” поощряет страны, гражданское общество, частный сектор и другие группы принимать действия в поддержку устойчивого развития, стремиться обеспечить равный доступ к образованию, ликвидировать гендерное неравенство, предоставить доступ к профессиональному образования и подготовке кадров и так далее.

После презентации Всемирного доклада по мониторингу образования государственные служащие и эксперты обменялись мнениями по вопросу образования в Центральной Азии. Тая Оуэнс из команды Доклада по мониторингу образования Штаб-квартиры ЮНЕСКО разъяснила связь между ЦУР-4 и другими целями устойчивого развития и обозначила ключевые факторы всемирного развития. Чиновники из стран субрегиона выразили интерес к процессу мониторинга с целью улучшения методики сбора статистики, и преобразования собираемых данных в мировые показатели.


Тая Оуэнс представляет Всемирный доклад по мониторингу образования ©ЮНЕСКО Алматы

Благодаря сотрудничеству офисов ЮНЕСКО с 2015 года, по всему миру были созданы сетевые экспертные сообщества, комитеты и рабочие группы по поддержке государственных систем образования. На сессии по глобальным и региональным процессам Цели 4, представители Штаб-квартиры ЮНЕСКО и Бюро ЮНЕСКО в Бангкоке подчеркнули важность развития партнерства и международных механизмов координации для наращивания потенциала и качества планирования в странах Центральной Азии.

Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Монголия поделились опытом с коллегами. Также, в рамках групповых сессий, страны представили стратегию по достижению задач ЦУР-4 и начальный план действий по осуществлению программы. На текущий момент, все страны проводят обзор секторальных планов по образованию, чтобы включить в них программу Образование 2030. Более того, все участвующие государства уже занимаются решением задач ЦУР-4 и считают, что большую часть программы удастся выполнить к 2030 году.

В ходе беседы представители стран озвучили обстоятельства, которые препятствуют осуществлению задач по образованию. Такими примерами были: отсутствие доступа к определенным уровням образования среди населения, качество высшего образования, отсутствие технического и профессионального образования и обучения.

Главы департаментов из разных министерств определили несколько направлений для принятия политических мер в сфере образования. Это: мониторинг национальных показателей по индикаторам ЦУР-4, разработка и продвижение навыков и программ в педагогическом сегменте, усовершенствование высшего образования и обучения для взрослых. В отношении последнего пункта, делегация Кыргызстана, во главе с Заместителем Министра Образования и Науки Салидином Калдыбаевым, выразила позицию, что повсеместный доступ к профессиональному образованию необходимо внедрять для сокращения разрыва между подготовкой кадров и потребностями рынка.


Криста Пиккат говорит о приоритетах ЦУР-4 в Центральной Азии ©ЮНЕСКО Алматы

Криста Пиккат, Директор Бюро ЮНЕСКО, сообщила что основным фокусом дальнейшей работы в Центральной Азии станет трансформация системы образования. Ввиду современных тенденций, программа “Образование 21-го века” ставит задачу развивать те навыки и компетенции, которые направлены на поддержание устойчивого экономического развития. Наблюдается рост в осознании общих интересов в сфере устойчивого развития, и многие партнеры активнее развивают сотрудничество, чтобы выполнить поставленные задачи по Образованию 2030.

Министр Образования и науки Республики Казахстан, Ерлан Сагадиев и Генеральный Секретарь Национальной Комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО, Асель Утегенова в свою очередь поблагодарили Кластерное Бюро ЮНЕСКО в Алматы и присутствующих участников за активное сотрудничество и вклад в осуществление программы Образования 2030.


Сопроводительные материалы по ЦУР-4 ©ЮНЕСКО Алматы

В итоге, встреча поспособствовала пересмотру статуса стратегии ЦУР-4 в каждом государстве и прояснила приоритеты стран в отношении образования. Также, встреча инициировала создание активной субрегиональной сети профессионалов и экспертных работников для ускорения формального принятия программы Образования 2030 в Центральной Азии. Встреча укрепила мировое, региональное и внутригосударственное сотрудничество с другими ООН-агентствами – ЮНИСЕФ и Женщины ООН – и международными организациями, такими как USAID, ОБСЕ, Институт Отрытого Общества, Британский Совет, Европейский Союз, Фонд Ага Хана и Институт международного сотрудничества Немецкой Ассоциации образования взрослых.

Концепт встречи и программа мероприятия:
 SDG4_Meeting_Concept_Note_RUS.pdf 
 SDG4_Meeting_Agenda_RUS.pdf 

Новостные ссылки:
ЗОНАKZ (23.02.2017), «В РК необходимо создать стимулы для поступления выпускников со знанием английского языка в педвузы – эксперт ЮНЕСКО»
КАЗТАГ (23.02.2017), «Казахстан должен стимулировать поступление выпускников со знанием английского языка в педагогические вузы – эксперт»
КУРСИВ (24.02.2017), «Страны Центральной Азии ориентировали на смену подходов к образованию»
Хабар (22.02.17), «5 тысяч казахстанцев пройдут тест на современную грамотность»
Хабар 24 (23.02.17), «Тест на грамотность пройдут 5 тысяч казахстанцев»
ЭКСПРЕСС К (09.03.2017), «Образование длиною в жизнь»

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/sub-regional-meeting-on-education-2030-in-almaty-implementing-sdg-4-in-central-asia