Обзор по исследованию потенциала образования в области водных ресурсов

11 Октября 2011

По заказу и при поддержке Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану Центр «Содействие устойчивому развитию Республики Казахстан» подготовил обзор существующей практики преподавания вопросов водных ресурсов в Центрально–Азиатском регионе c целью выявления проблем и разработки рекомендаций для улучшения подготовки специалистов водного сектора.

В исследовании участвовали вузы трех государств Центральной Азии: Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Проведен анализ государственных образовательных стандартов, рассмотрены квалификационные требования к специальности, перечень обязательных предметов и их содержание. Для оценки практики преподавания была проанализирована техническая оснащённость образовательного процесса, наличие образовательных ресурсов, применяемые методы преподавания. При подготовке обзора были проведены интервью со специалистами государственных органов, научно исследовательских институтов и проектных организаций. Разработанные рекомендации были представлены на субрегиональном семинаре “Развитие потенциала по ИУВР в Центральной Азии” в мае 2011 года.

Для повышения качества подготовки специалистов рекомендовано пересмотреть существующие стандарты образования и учебные планы вузов, предусмотреть выделение дополнительных средств, ресурсов на подготовку специалистов-водников. По мнению экспертов, необходимо усовершенствовать перечень специальных дисциплин при подготовке инженеров и включить в учебный план бакалавриата предметы общеинженерной подготовки. Эксперты всех трех стран рекомендуют обратить особое внимание на создание учебников, в том числе электронных, на государственных языках стран ЦА, а также на подготовку преподавателей, которые ведут преподавание на государственных языках. Необходимо активнее привлекать практических работников водной сферы для разработки учебных пособий и преподавания ряда предметов. Рекомендуется ускорить подготовку, издание и распространение методических пособий и учебников с использованием современных методов преподавания, оказать содействие вузам по внедрению инновационных форм и техник обучения.

В настоящее время в странах ЦА региона внедряется концепция развития исследовательских университетов, большая роль в этом процессе отводится участию студентов в научно-исследовательских работах. Эксперты отметили высокую заинтересованность водохозяйственных организаций стран ЦА в повышении квалификации и переподготовке своих кадров. Министерствам образования и Министерствам водного хозяйства рекомендовано создать постоянно действующую систему повышения квалификации специалистов водного сектора. В этой системе предусмотреть организацию многоуровневых курсов по ИУВР для преподавателей вузов и специалистов министерств, работающих в водной сфере.

Ссылка на дополнительную информацию

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/the-status-of-water-education-in-central-asia