Нести мир в сознание мужчин и женщин

В Кыргызстане стартовал проект «Акселератор онлайн сообществ»

7 июня 2022

Кластерное бюро ЮНЕСКО в Алматы и ПРООН в Кыргызской Республике запустили пилотный проект «Акселератор онлайн сообществ» в Кыргызстане.

Цель проекта - внедрение подходов, ориентированных на людей, для выявления проблем сообществ, а также для совместной разработки решений с членами сообществ, изучение инновационных инструментов, направленных на эффективность социального сплочения.

В проекте участвуют гражданские организации Кыргызской Республики, отобранные в результате конкурсного отбора и представляющие разные сферы деятельности. В частности, общественные объединения «Институт общественного анализа» и «Шоола кол»; общественные фонды «Центр гражданского развития», «Текайым» и «ТБ пипл в КР», а также Ассоциация общинных СМИ.

В течение двух месяцев участники проекта в дистанционном формате пройдут обучение по внедрению элементов медийной и информационной грамотности, критического мышления в свои информационные кампании, овладеют навыками управления, фандрайзинга, монетизации информационных кампаний, а также основными принципами социального сплочения сообществ, чтобы на местах решать проблемы людей.

В качестве тренеров приглашены Айзада Калканбекова, Ассоциация общинных СМИ в КР, Алмаз Исманов, Prevention Media, также в формате гостевых мероприятий приглашены эксперты из государственных организаций, бизнес сектора и международных фондов.

Программа мероприятия  RU_Agenda_OCA_Launch_03062022.pdf 


×

Кластерное бюро ЮНЕСКО в Алматы и ПРООН в Кыргызской Республике запустили пилотный проект «Акселератор онлайн сообществ» в Кыргызстане.

Официальная церемония запуска проекта прошла 7 июня в Бишкеке, в отеле «Европа». В мероприятии приняли участие представители шести гражданских организаций, прошедших предварительный отбор, а также представители Министерства культуры, информации, спорта и молодёжной политики КР; Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы и ПРООН в КР.

«Мы надеемся, что этот пилотный проект даст старт новым общественным инициативам, направленным на социальную сплочённость граждан, стимулируя гражданскую активность и вовлечённость в адвокацию», - отметила Айжан Кыдыралиева, Кластерное бюро ЮНЕСКО в Алматы.

Одна из основных целей проекта – сплотить граждан для решения насущных проблем в обществе, используя инновационные информационные онлайн-ресурсы. В пилотном проекте участвуют представители Института общественного анализа, Центра гражданского развития, Ассоциации общинных СМИ, ОО «Шоола көл», ОФ «Текайым» и «ТБ пипл в КР».

В течение двух месяцев участники проекта в дистанционном формате пройдут обучение по внедрению элементов медийной и информационной грамотности, навыкам управления, фандрайзинга и монетизации информационных кампаний, а также по основным принципам социального сплочения сообществ.

По итогам обучающего курса у гражданских организаций будет возможность реализовать информационную онлайн кампанию, направленную на социальную сплочённость под менторством тренеров.

В качестве тренеров приглашены Айзада Калканбаева, Ассоциация общинных СМИ в КР и Алмаз Исманов, Prevention Media. У участников будет возможность обсудить и составить свои рабочие планы совместно с представителями бизнеса, государственных и международных организаций.



×

Кыргызстанда ЮНЕСКОнун Алматыдагы кластердик бюросу жана БУУөП тарабынан ишке ашырылган “Онлайн коомчулуктун акселератору” пилоттук долбоору ишке кирди.

Долбоордун расмий бет ачар аземи 7-июнда Бишкек шаарындагы «Европа» мейманканасында болуп, бул долбоорго катышуу үчүн алдын ала тандалган алты жарандык уюмдун өкүлдөрү катышты. Андан тышкары Кыргыз Республикасынын Маданият, маалымат, спорт жана жаштар саясаты министрлиги, Алматыдагы ЮНЕСКОнун кластердик бюросу жана БУУөП өкүлдөрү катышты.

«Бул пилоттук долбоор жарандардын социалдык биримдигине, жарандык активдүүлүккө жана адвокатурага тартууга багытталган жаңы коомдук демилгелерди жаратат деп ишенебиз», - деди Айжан Кыдыралиева, ЮНЕСКОнун Алматыдагы кластердик бюросу.

Долбоордун негизги максаттарынын бири – инновациялык, онлайн маалымат ресурстарын колдонуу менен коомдогу актуалдуу көйгөйлүү маселелерди чечүү үчүн жарандарды чогултуу. Дженни Жениш кызы, Кыргыз Республикасындагы БУУөПтүн лабораториясынын акселератору- долбоордун максаттары жана милдеттери менен тереңден тааныштыруу үчүн “Ой жүгүртүүнүн дизайны” ыкмасын колдонуу менен 6 жарандык уюмдардын өкүлдөрү менен биргеликте өкмөттүк эмес уюмдардын онлайн маалымат кампанияларын ишке ашыруудагы көйгөйлөрүн аныкташты. Мындай мамиле коомдун жана жарандардын суроо-талаптарына эффективдүү жана ыкчам жооп берүүгө жардам берет.

Эске салсак, пилоттук долбоорго Коомдук талдоо институтунун, Жарандык өнүктүрүү борборунун, Жамааттык ЖМКлардын ассоциациясынын, «Шоола Көл» коомдук бирикмесинин, «Текайым» бейөкмөт уюмунун жана «Кыргыз Республикасындагы кургак учук менен күрөшүү» коомдук бирикмесинин өкүлдөрү катышууда.

Эки айдын ичинде долбоордун катышуучулары жер-жерлерде элеттин көйгөйлөрүн чечүү үчүн медиа жана маалыматтык сабаттуулуктун, критикалык ой жүгүртүүнүн элементтерин өздөрүнүн маалыматтык кампанияларына киргизүү, маалыматтык кампанияларды башкаруу, монетизациялоо көндүмдөрүн өздөштүрүүгө, ошондой эле коомчулуктун социалдык биримдигинин негизги принциптерине онлайн түрдө окутулат.

Окутуу курсунун жыйынтыгында жарандык уюмдар тренерлердин насаатчылыгы астында социалдык биримдикке багытталган онлайн маалыматтык кампаниясын ишке ашыруу мүмкүнчүлүгүнө ээ болушат.

Тренер катары Айзада Калканбекова, Кыргызстандагы Жамааттык ЖМКлар Ассоциациясы, Алмаз Исманов, Prevention Media чакырылган. Ошондой эле катышуучулар бизнестин, мамлекеттик жана эл аралык уюмдардын өкүлдөрү менен биргеликте өз иш пландарын талкуулоого жана түзүүгө мүмкүнчүлүк алышат.


Фотоальбом

Чтобы показать следующее фото нажмите на стрелку выше

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15

16

17

18


Вклад программы Коммуникация и информация


Ресурсы ЮНЕСКО по Медийной и информационной грамотности

Неделя МИГ

Качественные репортажи

Обучение учащихся с инвалидностью

Ключевые результаты/элементы

Информационная грамотность

  • Определять и формулировать информационные потребности
  • Определять местонахождение и владеть способами получения доступа к информации
  • Получать информацию
  • Структурировать информацию
  • Использовать информацию на этичной основе
  • Распространять информацию
  • Использовать ИКТ-навыки для переработки информации

Медиаграмотность

  • Понимать роль и функции медиа и интернет-компаний в демократических обществах
  • Понимать условия, в которых медиа могут реализовывать свои функции
  • Критически оценивать медийный контент в контексте функций медиа
  • Использовать медиа для самовыражения и демократического участия
  • Владеть навыками, необходимыми для создания пользовательского контента (включая ИКТ-навыки)

Цифровая грамотность

  • Использовать цифровые инструменты
  • Понимать, что такое цифровая идентичность
  • Знать о цифровых правах Оценивать риски, связанные с технологиями искусственного интеллекта
  • Развивать навыки цифровой коммуникации
  • Владеть навыками в области цифрового здоровья
  • Применять инструменты цифровой безопасности и защиты

ЗНАНИЯ, НАВЫКИ И УСТАНОВКИ, СВЯЗАННЫЕ С МИГ

Данная Учебная программа и структура компетенций МИГ должна быть локализована в тех конкретных контекстах, в которых она будет использоваться. Это довольно гибкий инструмент, который может быть адаптирован к условиям

Экосистема и пять законов МИГ

Очевидна взаимосвязь между пересекающимися областями — медиаграмотностью, информационной грамотностью и цифровой грамотностью. В глобальном масштабе многие организации используют термин «медиаобразование», который покрывает и медиаграмотность, и информационную грамотность. Использование ЮНЕСКО термина «медийная и информационная грамотность» направлено на гармонизацию различных понятий и подходов в условиях конвергенции медиа и других средств предоставления информации.

Пять законов МИГ, как и другие разработанные ЮНЕСКО ресурсы по этой теме, призваны стать руководящими материалами для всех заинтересованных сторон, участвующих в развитии и продвижении МИГ в различных сферах.

Какие факторы в вашей стране отрицательно влияют на политику и стратегию МИГ?




×

Факторы:

  • Ресурсы
  • Отсутствие опыта и знаний в разработке стратегий
  • Отсутствие результатов исследований
  • Отсутствие заинтересованных сторон
  • Понимание как МИГ применяется для развития
  • Фрагментация МИГ (инфограмотность, медиаграмотность, цифровая, ИКТ грамотность)
  • Теоретические дебаты
  • Упор только не технические навыки (цифр, ИКТ)
  • Дихотомия: между защитой и расширением возможностей
  • Предположения о том, что все взаимосогласовано


×

Основы успеха стратегии:

  • Осуществление МИГ будет наиболее успешным там, где разные заинтересованные стороны имеют общее видение и работают в сотрудничестве, обмениваясь знаниями и ресурсами.
  • Основу для осведомленности, отношений и практики можно разработать без доступа к технологиям (например, в культурах с устной передачей информации). Программы МИГ должны быть приспособлены к тому, какие СМИ уже существуют или уже развиваются, и какие есть информационные технологии, которыми граждане могут воспользоваться, чтобы активно участвовать в жизни общества.
  • Развитие МИГ имеет ключевое значение для сплочения нации, экономического развития, защиты прав человека, для решения проблем культурного и лингвистического разнообразия

Связи МИГ с развитием

Политика и стратегии МИГ связаны с инициативами глобальной значимости, за которые ЮНЕСКО и другие агентства по развитию ведут работу по всем фронтам.



×

Связь между МИГ и инициативами по развитию

  • Образование для всех
  • Свободные и открытые образовательные ресурсы
  • Управление СМИ и вещанием
  • Профессиональные стандарты в журналистике и профессиональная этика
  • Свободное и открытое программное обеспечение
  • Развитие СМИ и коммуникаций
  • Свобода слова
  • Свобода информации
  • Сохранение документального наследия


×

Организация Объединенных Наций и её органы выделили шесть принципов гуманитарного права, лежащих в основе развития

  • Универсальность и неотъемлемость
  • Неделимость
  • Взаимозависимость и взаимосвязанность
  • Равенство и отсутствие дискриминации
  • Участие и вовлеченность
  • Подотчетность и верховенство закона

Шесть элементов для разработки стратегии МИГ

  • Видение: Есть ли в вашей стране какие либо национальные документы (концепции), отражающие видение МИГ, ее роли и цели?
  • Достигнут ли консенсус касательно этого видения, какие стимулы и возможности вы видите для партнерства и сотрудничества между заинтересованными вразвитии МИГ сторонами? Что конкретно вы могли бы предложить?
  • Стимулы: Какие проблемы, стоят перед заинтересованными в МИГ сторонами?
  • Какие ресурсы им необходимы для осуществления МИГ?
  • Что вы могли бы предложить для плана действий, мониторинга и оценки осуществления МИГ?


×

Возможные решения для формирования стратегии, согласно ЮНЕСКО:

Программы МИГ будут обеспечивать возможности для повышения потенциала и демократического участия, вовлекая граждан в креативное создание медийного и информационного контента и давая им осведомленность, отношение и навыки критического подхода к информации, взаимодействия с медийными и информационными провайдерами.

Программы, нацеленные на расширение возможностей граждан с помощью навыков МИГ, будут поддерживать создание обществ открытых знаний, включая усовершенствованные библиотеки, различные СМИ, свободные от внутреннего и внешнего влияния, свободу слова, свободу информации, так же как и открытое развитие (т.е. развитие, для которого характерны подотчетность и прозрачность), а также выгоды соблюдения прав человека.

  • Программы МИГ будут предоставлять обучение навыкам МИГ (осведомленности, отношений, практики), развивать знания и опыт в источниках.
  • Программы МИГ будут выявлять экономические выгоды, связанные со СМИ, институтами памяти и др. инфо провайдерами, включая Интернет. Они могут вести к открытию новых возможностей для коммерции, торговли и развитию новых отраслей производства.
  • Программы МИГ способствуют межкультурному диалогу и взаимопониманию, передавая культурные традиции новыми способами, прибегая к новым культурным практикам.
  • Программы МИГ будут продвигать выгоды СМИ, институтов памяти и других информационных провайдеров, создавая взаимные связи между МИГ, информированностью по вопросам здоровья, осведомленностью в сфере медико-санитарных инициатив, сельского хозяйства, научной осведомленностью, финансовой грамотностью. Продвигать доступ к информированию и оказанию помощи для отдаленных сельских общин.
  • Программы МИГ будут выявлять потенциальные возможности для устойчивости медийных и информационных технологий, и будут обеспечивать возможности выработки навыков устойчивого развития.
  • Для стратегий МИГ могут быть использованы подходы:

    1. Конвергенция
    2. Соблюдение базовых прав
    3. Акцент на расширении возможностей,
    4. общества знаний
    5. лингвистическое и культурное разнообразие
    6. Гендерный подход.
    * * *

    Основные держатели прав и носители обязательств в сфере МИГ





    ×

    О подходе, основанном на смещении акцента с протекционизма на расширение возможностей

    ТОЛЬКО ПРОТЕКЦИОНИЗМ

    УПОР НА НАРАЩИВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА

    Упор на критическую оценку медийных и других информационных провайдеров

    Дополняет компетенции, относящиеся к критическому анализу медийных и других инф. Провайдеров, другими компетенциями для понимания и защиты СМИ и информации

    Ограничивается доступ к технологиям

    Полный доступ к технологии, необходимой для полной МИГ и использование этих компетенций для взаимодействия с другими людьми, СМИ, инф.провайдерами и социальными, политическими, культурными и экономическими институтами

    Ограничивает доступ к контенту, считающемуся плохим

    Доступ и обеспечение компетенций МИГ для индивидуумов, чтобы они могли получить доступ к контенту самостоятельно на основе собственного информированного решения, либо отвергнуть его или принять

    Упор на законы и постановления

    Упор на МИГ, чтобы сами граждане, а не лоббирующ.группы могли выступить за необх. законы

    Упор на системы и процессы

    Упор на людей, обеспечивающий приобретение ими компетенций МИГ, чтобы они могли выбирать системы и процессы

    Предусматривает пассивность граждан

    Граждане являются активной частью процесса принятия решений

    Защита граждан от потенциально вредной инф

    Приобретение гражданами компетенций для критического анализа СМИ-более долгосрочный подход

    Упор на политич. госрегулирование СМИ и других инф. провайдеров, включая Интернет

    Упор на медийно и инф. грамотных граждан, которые могут помочь в выявлении случаев неэтичного использования СМИ и инф., в то время как они сами этичные провайдеры контента и пользователи

    Опасность избыточного регулирования

    Баланс между регулированием и наращиванием потенциала посредством МИГ

    Потенциальное ограничение прав

    МИГ дает гражданам возможность пользоваться правами

    Опасность преувеличения. Упор на возможности доступа к информации, СМИ, библиотекам, Интернету и т.д., давая при этом гражданам более широкие возможности в плане защиты от потенциальных рисков потенциальных негативных черт СМИ и других инф. Провайдеров, включая Интернет

    Упор на возможности доступа к информации, СМИ, библиотекам, Интернету и т.д., давая при этом гражданам более широкие возможности в плане защиты от потенциальных рисков

    Упор на интеллектуальное право научных и образовательных ресурсов

    Пропаганда посредством МИГ открытых образоват. ресурсов и откр. доступа к научной информации

    Упор на безопасность

    Обеспечение граждан компетенции МИГ, чтобы они понимали, что они не могут иметь 100% неприкосновенность, если их безопасностью онлайн и оффлайн занимается государство. Дать возможность группам гражданского общества принимать участие в принятии соответствующих решений

    Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/undp-and-unesco-to-launch-online-community-accelerator-in-kyrgyzstan