Нести мир в сознание мужчин и женщин

ЮНЕСКО и ЕС инвестируют в культурную политику и расширение возможностей для творческих людей

26 мая 2022

Почему инвестирование в политику в области творчества важно как никогда раньше?

Всего за два десятилетия то, как мы создаем музыку, фильмы и другие формы современного культурного самовыражения, обмениваемся ими и наслаждаемся ими, кардинально изменилось. Новые технологии открывают возможности для творческих работников и их аудитории, но цифровой разрыв между странами и внутри стран быстро растет. Сегодня Глобальный Север производит ошеломляющие 95 процентов всего мирового экспорта культурных услуг.

"Это ставит под угрозу не только разнообразие форм культурного самовыражения, но и существование некоторых форм самовыражения, особенно в странах Глобального Юга", – говорит Туссен Тьендребеого, секретарь Конвенции ЮНЕСКО 2005 года об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения. Он возглавляет проект "Поддержка новых нормативных рамок для укрепления культурных и творческих индустрий и развития сотрудничества Юг-Юг". Это партнерство между ЮНЕСКО и Европейским союзом (ЕС), которое основывается на 10-летнем сотрудничестве между двумя организациями. С 2019 года этот последний проект ЕС/ЮНЕСКО работает с 12 государствами-членами ЮНЕСКО, демонстрируя, как изменение методов управления культурными и творческими индустриями может устранить цифровой разрыв, открывая новые социальные и экономические возможности.

Всего за 18 месяцев политика, законы и меры, разработанные различными национальными командами при поддержке международных экспертов, привели к значительным преобразованиям в Эфиопии, Габоне, Ямайке, Намибии и Палестине. В Грузии, например, заброшенные заводы по всей стране превращаются в творческие пространства, где художники могут создавать и выставлять свои работы. Это дает местным сообществам возможность собираться и наслаждаться современными произведениями местного производства, часто впервые. Тем временем в Коста-Рике зарождается более конкурентоспособная музыкальная индустрия с новыми возможностями заработка, особенно для молодежи.


В Грузии заброшенные здания превращаются в творческие пространства ©UNESCO/Creative Georgia


Стратегический сектор для экономического прогресса

"Во многих развивающихся странах, которые сталкиваются с проблемой создания рабочих мест, особенно для молодого населения, культурные и творческие сектора являются стратегическими", – говорит Ярри Камара, консультант по вопросам политики, исследователь и международный эксперт ЮНЕСКО. Она указывает на значительный экономический вклад этих секторов на глобальном уровне: на них приходится 3,1 процента мирового ВВП и 6,2 процента всех рабочих мест на планете.

В рамках проекта ЕС/ЮНЕСКО г-жа Камара консультировала национальную группу из Зимбабве по вопросам политики, направленной на содействие становлению динамичного музыкального сектора. Основное внимание уделяется использованию цифровых платформ для широкого распространения зимбабвийской музыки, что, в конечном счете, принесет больший доход.

Для г-жи Камара процесс разработки политики был столь же важен, как и конечный продукт. При ведущей роли Национального совета по искусству, национальная группа из Зимбабве объединила более 18 других организаций, включая представителей частного сектора, правительства, гражданского общества и творческих работников. "Они присутствовали на протяжении всего процесса, и мы надеемся, что теперь они станут группой поддержки, которая будет продвигать реализацию".



От DVD-дисков до цифрового потокового вещания

В Уганде это уже произошло. Национальная команда, состоявшая из самых разных людей, включая чиновников, кинематографистов и гуру цифровых технологий, использовала разработанную в рамках проекта политику для создания новой захватывающей платформы потокового вещания. Теперь Kibanda Xpress позволяет местным творческим работникам загружать свои работы бесплатно, а угандийцы могут смотреть этот национальный контент по доступной цене.


Недавно Уганда запустила свою первую потоковую платформу, демонстрирующую местный контент. ©MTN Uganda


По словам Мзи Бваника, исполнительного секретаря Pearlwood, зонтичной организации, объединяющей все организации национальной киноиндустрии, это может изменить ход событий. "Мы так зациклились на рынке DVD, распространяя бумажные копии наших фильмов, что столкнулись с высоким уровнем пиратства", – говорит он. "Проект помог нам выйти за эти рамки, и мы поняли, что если у нас будет дистрибьюторская система, мы сможем расцвести".

На кону не только деньги

"Культурный и творческий секторы играют важнейшую роль в том, чтобы помочь обществу понять себя, осознать свое прошлое и спроецировать себя в будущее", – говорит международный эксперт г-жа Камара. Поскольку до достижения Целей устойчивого развития, направленных на искоренение бедности и неравенства, осталось менее 10 лет, она считает, что инвестиции в культуру и творчество могут существенно изменить ситуацию. "Эти секторы вносят решающий вклад в процесс, который мы часто называем "развитием", потому что вам необходимо самосознание общества и уверенность в себе для разработки собственного видения желаемого будущего".

Культурный и творческий секторы также позволяют каждому участвовать в формировании общества, что крайне важно для того, чтобы обеспечить устойчивый прогресс, говорит, представляющая ЮНЕСКО г-жа Мелика Медичи, руководитель проекта ЕС/ЮНЕСКО. "Именно поэтому проект уделяет большое внимание привлечению женщин, молодежи и коренных общин", – говорит она.

В Мексике, например, национальная команда впервые собрала вместе более 150 представителей правительства, СМИ, культуры и радио, а также ученых и представителей организаций по защите прав коренных народов. Вместе они провели критический разговор национального масштаба о необходимости повышения значимости и поддержки радио коренных народов. В результате этого продюсеры из числа коренных народов объединили усилия для разработки еженедельной радиопрограммы, в которой звучат голоса, языки и вопросы, имеющие значение для коренных сообществ. Этот уникальный контент теперь транслируется по всей сети общественного радио страны. "Теперь не только голоса коренных народов звучат более отчетливо, но и важная роль общинного радио и радио коренных народов стала более заметной, чем когда-либо, и получила признание", – говорит Бланка Круз, национальный эксперт и консультант проекта в Мексике.


Радиопродюсеры из числа коренных жителей в действии в Мексике. ©Daniela Parras de Redes A.C


Инновации против COVID

Эта идея построения прочных отношений, сетей и сотрудничества, как в Мексике и Уганде, лежала в основе проекта. Но в 2020 году, когда COVID перевернул мир с ног на голову, руководителям проекта пришлось искать способы не только личного взаимодействия, но и эффективного сплочения людей. "Сначала я волновалась, но перевод нашей поддержки в онлайн помог нам получить еще более широкий охват", – говорит г-жа Медичи. "И национальные команды действительно взяли на себя инициативу".

Благодаря онлайн консультациям больше людей, особенно из сельских районов, смогли принять в них участие. Между тем, новая платформа равноправных партнеров, которую проект запустил в ответ на COVID, позволила людям из участвующих стран расширить свои сети, учиться друг у друга и коллективно находить решения.

Например, в Южном Судане национальная команда, опираясь на своих коллег из Кении и Танзины, разработала новый закон об авторском праве. В будущем творческие работники не только будут лучше защищены; этот новый закон также оживит весь сектор, поскольку творческие работники будут чувствовать себя более уверенно и смогут делиться своими работами. "Я думаю, теперь у людей появится стимул выпускать свою продукцию и воплощать ее в жизнь", – говорит Эльфатих Атем, исполнительный директор Likikiri Collective и член национальной команды в Южном Судане.

Такие страны, как Панама, также увидели свои преимущества. "Обмен опытом со странами, которые нас вдохновляют, укрепляет стремление Панамы создать культурный институт, приверженный социальным, экологическим и экономическим преобразованиям в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года", – сказал Карлос Агилар, бывший министр культуры.

Важнее, чем когда-либо

Во всем мире люди, работающие в культурном и творческом секторах, больше всего пострадали от закрытия предприятий, вызванного пандемией COVID. По оценкам ЮНЕСКО, только в 2020 году в этих секторах было потеряно более 10 миллионов рабочих мест. Г-жа Медичи говорит, что хотя искусство и культура сыграли решающую роль в нашем благополучии и социальной связи во время этого кризиса, люди, работающие в творческих отраслях, оказались в хвосте очереди за финансовой поддержкой.

"Многие из них были поставлены на грань существования, и есть реальное опасение, что мы можем столкнуться с необратимой потерей культурного самовыражения в то время, когда оно как никогда необходимо нам для решения таких серьезных проблем, как восстановление полученного ущерба, климатический кризис и конфликты", – говорит она.

В период кризиса проект успешно выступал за то, чтобы работники культуры и творческих профессий были включены в пакеты финансовой помощи, предоставляемые правительствами. Однако необходимо сделать гораздо больше. Опираясь на успех текущего проекта, ЮНЕСКО намерена расширить свою поддержку на страны Глобального Юга. Дальнейшие усилия будут направлены на преодоление цифрового разрыва, а также на достижение целей устойчивого развития по мере приближения мирового сообщества к 2030 году.

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/unesco-and-eu-invest-in-cultural-policies-and-more-opportunities-for-creatives