Нести мир в сознание мужчин и женщин

ЮНЕСКО предупреждает: от коррупции в образовании не защищен никто

6 Июня 2007

Незаконное взимание платы за зачисление, взяточничество на экзаменах, хищения, фальсифицированные договора и другие проявления коррупции наносят серьезный ущерб системам образования во всем мире - таков вывод опубликованного сегодня в Париже доклада ЮНЕСКО.

Доклад «Коррупция в школах и университетах: предложения по решению проблемы» - результат нескольких лет исследовательской работы в области этических принципов и коррупции в образовании, проведенной Международным институтом планирования образования (МИПО). В нем проводится оценка степени подверженности образования коррупции, приводятся данные о том, во что она обходится обществу и предлагаются методы борьбы с этим явлением. В докладе анализируется опыт более 60 стран, основанный на материалах, предоставленных министерствами, агентствами по развитию и государственными исследовательскими центрами.

«Я рассматриваю выводы этого доклада как призыв к действию, - заявил Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. – Коррупция приняла такой размах, что ее вред выражается не только в миллиардных убытках, но и в подрыве жизненно важных начинаний по достижению цели «Образования для всех». Она лишает детей мало обеспеченных родителей возможности посещать школу, оставляет школы и учащихся без средств на приобретение оборудования, снижает качество преподавания и, как следствие этого, качество образования в целом. Под вопросом стоит будущее нашей молодежи. Бездействие может повлечь за собой катастрофические последствия».

Из доклада, в котором представлен анализ конкретных примеров из ряда стран в каждом из регионов мира, следует, что крайне разнообразные проявления коррупции затрагивают как развитые, так и развивающиеся страны. В частности, в некоторых странах утечка из фондов, направляемых министерствами образования на нужды школ, достигает почти 80 % от функциональной части их бюджета. Подкуп и взяточничество при найме учителей на работу ведут к снижению общего уровня квалификации учителей. Незаконное взимание платы за зачисление в школу и высокие косвенные расходы на обучение приводят к снижению общего числа школьников и к росту числа детей, бросающих школу. Недавние исследования показали, что в финансовой отчетности школ в Гондурасе число учителей завышено на 5 % по сравнению с числом фактически работающих, а в Папуа Новой Гвинее – на 15 %.

В докладе также приводятся факты коррупции в высшем образовании: нарушения в «трансграничном» образовании, создание фиктивных университетов, изготовление поддельных дипломов и фальшивая аккредитация учебных заведений. Число рекламируемых в интернете фиктивных университетов, выдающих непризнанные дипломы, выросло с 200 до 800 за период 2000-2004 гг. По свидетельству руководства некоторых частных университетов Украины за 2005 г., быстрое и положительное решение о выдаче лицензии или аккредитации, обязательных для всех 175 частных вузов страны, обязательно сопровождалось дачей взятки.

Авторы доклада Жак Халлак и Мюриель Пуасон изучили опыт ряда стран, в которых принятие даже самых простых мер, привело к почти полному искоренению коррупции в образовании. Например, в Уганде в начале 90-х годов только 13 % от средств, ежегодно выделявшихся школам в расчете на одного учащегося, доходили до назначения. Остальная же часть этих средств попадала в руки местных чиновников, использовавших их на цели, не связанные с образованием. Общенациональная кампания по разъяснению местным общинам, кем и на что были израсходованы выделенные средства, привела к кардинальному изменению положения дел: 85 % от фондов стали направляться на цели образования.

По мнению авторов в борьбе с коррупцией в образовании могут оказаться эффективными следующие меры: разработка более четкой и прозрачной нормативной базы; повышение уровня управленческих навыков и, как следствие, улучшение отчетности и контроля; повышение личной ответственности за принятые решения. Ими сформулирован целый ряд рекомендаций, касающихся решения проблемы коррупции. В частности необходимо:

  • разработать четкую систему норм и инструкций, понятные всем правила и ясно изложенные политические рамки , определяющие ответственность каждого участника процесса выделения, распределение и использования средств;
  • повысить квалификацию в методах управления, в подготовке отчетности, в осуществлении контроля и аудиторской проверки сотрудников администрации и представителей других вовлеченных общественных организаций, включая ассоциации родителей и учителей и профсоюзы;
  • расширить доступ к информации в целях повышения уровня участия, развития чувства сопричастности и усиления общественного контроля. Больше всего эта информация требуется школам: им следует помочь не только распознавать случаи нарушений, но и выдвигать правомерные требования о получении того, что им положено.

Однако решающими факторами успеха в борьбе с коррупцией, безусловно, являются политическая воля и последовательность на самом высоком правительственном уровне.

****

Контакты

Мюриель Пуасон, МИПО,
Тел. : +33 1 45 03 77 13, m.poisson@iiep.unesco.org

Аньес Бардон, Бюро информации общественности ЮНЕСКО
Тел. : +33 1 45 68 17 64, a.bardon@unesco.org

Ссылка на дополнительную информацию

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/unesco-report-corruption-in-education-a-global-problem