Нести мир в сознание мужчин и женщин

Интерактивная серия ЮНЕСКО по журналистскому образованию

15 Марта 2020

Поддержка ЮНЕСКО журналистского образования подкрепляется твердой убежденностью в том, что профессиональные журналистские стандарты имеют важное значение для раскрытия потенциала систем СМИ для развития демократии, диалога и развития.

Профессиональные СМИ выступают в роли хранителя общественных интересов. Это важный компонент сдержек и противовесов, которые являются частью демократии. Распространяя достоверную информацию среди граждан, средства массовой информации позволяют гражданам участвовать в процессе развития и укрепляют механизмы обратной связи в сфере подотчетности. Граждане не могут пользоваться своим гражданственностью и пользоваться ей в отсутствие важной информации и знаний, которые хорошо подготовленные журналисты могут предоставить.

Тем не менее, последние тенденции подвергли журналистику опасности. Целый ряд факторов трансформирует коммуникационную среду, ставит вопросы о качестве, влиянии и авторитете журналистики, превращая серию ЮНЕСКО по журналистике в важнейший ресурс для обучения и подготовки журналистов во всем мире.

Преподаватели журналистики могут изучить предложение ЮНЕСКО, которое включает учебные программы по журналистике, «Поддельные новости» и «Дезинформация», справочники для помощи журналистам в освещении изменений климата, «Преподавание журналистики в интересах устойчивого развития», типовые учебные программы по обучению журналистике и сборник новых учебных программ, а в блпособиижайшие месяцы - типовые учебные планы по гендерным вопросам, СМИ и ИКТ.

Типовые учебные планы и справочники предназначены для использования в качестве целого курса или могут использоваться в индивидуальных программах, чтобы соответствовать ландшафту СМИ и потребностям студентов-журналистов в местных условиях. Они были разработаны экспертами, которые находятся на переднем крае журналистского образования и представлены в различных форматах и на разных языках.

 


 

Журналистика в пандемии: освещение COVID-19 сейчас и в будущем

Добро пожаловать в новый MOOК курс Knight Центра "Журналистика в условиях пандемии: освещение COVID-19 сейчас и в будущем". В ходе этого четырехнедельного курса вы узнаете о социальных последствиях пандемии COVID-19. К концу курса вы узнаете историю, современное состояние и надежду на лечение COVID-19 и многое другое. (Этот курс также предлагается на испанском, португальском и французском языках). Ведется перевод на русский язык.

В этом четырехнедельном курсе слушатели рассмотрят недавнюю историю пандемии COVID-19, изучат прошлые предупреждения, которые могли предотвратить или смягчить ее, рассмотрят журналистскую работу, проделанную до этого момента, услышат от научных экспертов об академических исследованиях и от Всемирной организации здравоохранения об основных вещах, которые необходимо знать, чтобы начать или продолжить освещение темы COVID-19, и предложит обширный объем советов и рекомендаций для составления собственных историй о пандемии, независимо от опыта.

Курс предоставит журналистам инструменты для рассеивания дезинформации, утечек и мифов, созданных вокруг COVID-19.

По завершении этого курса участники должны быть в состоянии:

  • Интегрировать знания из многих источников, чтобы понять историю пандемии COVID-19 до этого момента
  • Оценить конкурирующие требования, предъявляемые к новым научным исследованиям, и проанализировать их полезность для хода пандемии,
  • Соотнести основные сюжетные линии пандемии COVID-19 с их конкретными проявлениями и интересами, будь то медицинскими, политическими, социальными или финансовыми,
  • Понимать опасность дезинформации и утечек вокруг COVID-19, а также опасности для свободы выражения мнений и безопасности журналистов,
  • Разрабатывать план освещения COVID-19 с этой точки зрения, применяя местный контекст своих редакций и политических систем,
  • Принять участие во всемирном сообществе журналистов, освещающих COVID-19, чтобы поделиться своими взглядами и практическим опытом.

Силабусы и другие элементы курса доступны на странице курса.



Доступ:


 

 


 


 

  • :


 


 

Журналистика, «Фейковые новости» и дезинформация

События последних лет поставили журналистику под огонь. Целый ряд факторов трансформирует коммуникационную среду, поднимая вопросы о качестве, влиянии и авторитете журналистики. В то же время организованные кампании распространяют неправду, недостоверную информацию и дезинформацию - невольно распространяющуюся в социальных сетях:

- Дезинформация: ложная информация и намеренно созданная для нанесения вреда человеку, социальной группе, организации или стране

- Некорректная информация: ложная информация, но не создана с целью причинения вреда

- Утечка информации: информация, основанная на реальности, используемая для причинения вреда человеку, социальной группе, организации или стране..

Написана экспертами в области борьбы с дезинформацией, Журналистика, «фейковые» новости и дезинформация: руководство по академической и профессиональной подготовке журналистов» является своевременным ресурсом и очень актуальным предметом для всех тех, кто практикует или преподает журналистику в эпоху цифровых технологий. Пособие служит международной моделью учебной программы, открытой для принятия или адаптации.

Содержание:
Модуль 1: Правда, доверие и журналистика
Модуль 2: Размышления об «информационном беспорядке»
Модуль 3: цифровые технологии, социальные платформы и распространение дезинформации и некорректной информации
Модуль 4: Борьба с некорректной информацией и дезинформацией
Модуль 5: Факт-чекинг
Модуль 6: Проверка социальных медиа
Модуль 7: Борьба с интернет-злоупотреблениями

 


 

Модель учебной программы по журналистике: сборник новых учебных программ

Модель учебной программы по журналистике, и силлабус по профессиональному репортажу в области зравоохранения особенно актуален в режиме борьбы с короновирусом. Издание рекомендовано факультетам журналистики. Перевод выполнен Бюро ЮНЕСКО в Алматы. Оригинальный текст публикации дополнен списками учебной литературы на русском языке (по данным на сентябрь 2017 года) по каждой из тем.

Эта публикация основана на оригинальной типовой учебной программе ЮНЕСКО, разработанной в 2007 году и адаптированной, с тех пор, в более чем 60 странах. Десять новых специализированных учебных планов по журналистскому образованию заполнили пробел в специализированной грамотности, необходимой преподавателям журналистики чтобы реагировать на новые вызовы. Включая устойчивость средств информации, интеллектуальный анализ данных, межкультурный диалог, глобальные коммуникации, гуманитарный кризис, торговля людьми, участие сообществ, наука и биоэтика, а также гендерное неравенство.

В то время как оригинальная модель учебной программы сосредоточена на развивающихся странах и странах с развивающейся демократией, эти новые учебные планы, актуальны для всех демократических обществ, в которых журналистское образование является важной частью национальных усилий, направленных на содействие свободным, независимым и плюралистическим средствам информации. Добавленная стоимость этих новых учебных программ состоит в использовании глобальных источников и ссылок, повышенного внимания интернет ресурсам и гендерной чувствительности.

Этот сборник новых учебных программ представляет стратегический ответ ЮНЕСКО на вопрос: Каким образом можно обновлять журналистское образование? Эти вопросы оформлены в более сложном социальном, политическом и экономическом контексте. В период после глобального экономического и финансового кризиса 2008 года, журналистика столкнулась с самыми тяжелыми моментами, особенно в развитых странах мира. Помогает ответить на вопрос - чего достигло журналистское образование и что ожидает в будущем?

Развитие типовых учебных программ ЮНЕСКО является попыткой ЮНЕСКО устанавливать стандарты, основанные на передовом опыте и на международных практиках. Усилия предприняты от убеждения, что профессиональные журналистские стандарты имеют важное значение для медиа систем, которые могут способствовать демократии, диалогу и развитию. Благодаря повышению качества журналистского образования, ЮНЕСКО считает, что и преподаватели и студенты имеют больше шансов влиять на журналистскую продукцию на институциональном уровне. В свою очередь, редакции, которые укомплектованы хорошо подготовленными и критически настроенными журналистами, скорее всего, положительно влияют на процессы демократии и развития в своих обществах. Качество журналистского образования является гарантом не только демократии и развития, но и самой свободы прессы.


 

Модель учебной программы по журналистике

Учебные программы ЮНЕСКО по журналистике являются общей моделью, которая может быть адаптирована в любой стране с учетом конкретных потребностей. При этом в полной мере учитываются социальные, экономические, политические и культурные условия развивающихся стран и стран с формирующейся демократией, подчеркивая связь между демократией и журналистикой и выступая за более междисциплинарный подход в учебных программах по журналистике. Учебные программы доступна на русском языке.

В декабре 2005 г. в ответ на многочисленные просьбы государств-членов об оказании помощи в разработке учебных программ по журналистике ЮНЕСКО провела консультативное совещание экспертов в Париже. Основными результатами консультаций было определение курсов, которые должны быть включены в программу журналистики.

Группа из четырех экспертов ЮНЕСКО, уполномоченная для первоначальной разработки инициативы в области учебных программ по журналистике, запросила ответ на свой первый проект из двадцати старших преподавателей журналистики, которые, как считалось, имели значительный опыт работы в развивающихся странах и странах с формирующейся демократией. Их ответы оказались важными для разработки соответствующих и применимых учебных программ. Пересмотренный проект проекта, таким образом, содержал список курсов как для студентов, так и для аспирантов, краткое описание каждого курса и основные знания в области журналистики.

Преподаватели журналистики, имеющие опыт работы в развивающихся странах или странах с формирующейся демократией, были затем тщательно отобраны из Африки, Азии, Европы, Ближнего Востока, Северной и Южной Америки, чтобы составить учебные планы для семнадцати основных курсов. Проект учебных программ был рассмотрен на втором консультативном совещании экспертов в ЮНЕСКО в Париже, где был выбран ряд типовых учебных планов для подготовки документа для официального представления на Всемирном конгрессе по журналистскому образованию в июне 2007 года в Сингапуре.

4 Апреля 2014 состоялась презентация книги учебные программы ЮНЕСКО по журналистике на казахском языке в КазНУ на конференции "Инновации и преемственность в подготовке кадров журналистики, издательского дела и PR". 152 страничное издание включает в себя описания курсов, детализированные учебные планы, задания, списки литературы на Казахском, Русском и Английском языках. Перевод и адаптацию издания поддержал центр ОБСЕ в Астане при непосредственном участии Бюро ЮНЕСКО в Алматы. Перевод и адаптация модели осуществлены представителями академической среды и медиа практиками: Карлыгой Мысаевой, Есенгуль Капкызы, Бакытбеком Бамишулы, Асхатом Еркимбай.

В 2018 году Бюро ЮНЕСКО в Алматы перевело книгу на таджикский язык. Переводчик: Ёқуб Ҳалимов


 

 

Обучение журналистике в целях устойчивого развития: новые учебные планы

Эта работа направлена на расширение модели журналистского образования ЮНЕСКО и включает новые силабусы охватывающие новые темы, журналистского образования во всем мире. Документ основывается на типовых учебных программах - а также дополнительных публикациях ЮНЕСКО под общим названием "компендиум новых учебных программ" - чтобы эффективно реагировать на новые проблемы, стоящие перед профессионалами и преподавателями журналистики.

Эта публикация особенно своевременна в ответ на ключевые проблемы развития до 2030 года. Новый пакет Целей Устойчивого Развития (ЦУР), включает долгосрочную педагогическую стратегию соответствущую взаимодейсвию между процессом устойчивого развития и развитием свободных независимых и плюралистических средств информации.

Принимая это во внимание, все учебные программы данной публикации включают тему человеческого развития, и уникальную нормотворческую роль ЮНЕСКО, содействуя развитию передового опыта и программы действий в области журналистского образования. В этой связи, издание помогает расширить теоретическое понимание журналистики как отзывчивой, динамичнаой и развивающейся практики. При этом публикация фактически объединяет разнообразных специалистов журналистского образования международного уровня, интегрируя концепцию устойчивого развития в журналистскую педагогику.

 


 

Изменение климата в Африке: путеводитель для журналистов

Эта книга отвечает очень реальной потребности в репортажах африканских журналистов о сложном явлении изменения климата. Изменение климата представляет собой явную опасность для жизни и средств к существованию по всей Африке. Журналисты должны сыграть важную роль в объяснении причин и последствий изменения климата, в описании того, что страны и сообщества могут сделать, чтобы адаптироваться к предстоящим воздействиям, и в освещении того, что правительства или компании делают или не делают, чтобы реагировать на эти угрозы.

Тем не менее, исследования общественного понимания изменения климата и опросы журналистов показывают, что по всей Африке СМИ могут и должны сделать больше, чтобы рассказать историю изменения климата. ЮНЕСКО выпустила эту книгу, чтобы помочь заполнить этот важный пробел.

Авторы этого руководства представляют организации, которые подготовили сотни журналистов по всему миру для более эффективного освещения вопросов изменения климата. Они проконсультировались с 44 журналистами из 17 африканских стран и 38 специалистами по изменению климата, которые рассказали о том, чего не хватает в освещении африканских СМИ, и о том, как эта книга должна помочь заполнить эти пробелы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Глобальный сборник примеров журналистских расследований

Глобальный сборник примеров журналистских расследований является дополнением к успешной публикации ЮНЕСКО «Расследование на основе фактов: Исследование, основанное на истории: учебное пособие по проведению журналистских расследований 2009 г. ЮНЕСКО последовательно поддерживает инициативы по укреплению журналистских расследований во всем мире, что имеет решающее значение для свободы выражения мнений и свободы информации. Цель сборника заключается в том, чтобы обеспечить и расширить обмен передовым опытом и налаживание связей в журналистских расследованиях по всему миру.

Книга содержит более 20 историй о расследованиях со всего мира, охватывающих широкий спектр актуальных тем, таких как свобода информации, эффективное управление, социальные и правовые вопросы, окружающая среда, здоровье и гендерные вопросы. Каждая статья сопровождается объяснением того, как авторы проводили свои исследования и писали свои произведения. Многие из авторов состоят в глобальной сети журналистских расследований, и их истории служат примером передовых методов и высоких стандартов, разработанных в этой сети.

В то время, когда ландшафты СМИ стремительно меняются, журналистика сегодня должна четко демонстрировать свою добавленную стоимость для общественных интересов. В этом свете заслуживающие доверия истории расследований, подобные тем, которые пропагандируются в этой книге, становятся все более важными для того, чтобы подчеркнуть непреходящую важность профессиональной журналистской работы.

Таким образом, эта книга служит ключевым источником знаний, предоставляя ценную возможность обучения для журналистов и сотрудников СМИ, а также для тренеров и преподавателей журналистики. Она также будет использоваться отделениями Бюро ЮНЕСКО на местах для проведения учебных курсов по журналистским расследованиям.

 

 


 

 

Гражданское образование для работников СМИ: учебное пособие

Данное руководство служит ресурсом для студентов факультетов журналистики и работников средств массовой информации, предоставляя им необходимые знания для анализа взаимосвязи между функциями СМИ и активной гражданской позицией. Базируясь на взаимосвязи демократии, развития СМИ и основополагающих принципах демократии и прав человека, которые лежат в основе мандата ЮНЕСКО.

Средства массовой информации являются важной составной частью демократии. Хорошим тестом демократии является участие граждан. Гражданское сознание позволяет практикам средств массовой информации и их пользователям по достоинству оценивать роль журналистики и СМИ в построении демократического общества. Нормативный характер СМИ открывает новые способы переговоров, где СМИ могут углублять опыт демократии.

Целью настоящего руководства является, таким образом, три задачи:

  • повысить гражданское сознание среди работников средств массовой информации о демократической роли СМИ;
  • повысить гражданскую компетентность работников средств массовой информации, помочь в их анализе и представлении гражданских дел, а также
  • содействие более широкой приоритезации гражданских новостей среди СМИ.

 


 

Критерии и показатели качества учебных заведений по журналистике и определение потенциальных центров передового опыта в области подготовки журналистов в Африке

 

Отчет оценивает потенциал мастерства почти ста школ журналистики в странах Африки, подчеркивая важность изменений и возможности африканских журналистских институтов с выявлением конкретных областей поддержки со стороны партнеров по развитию.

В рамках Программы ЮНЕСКО по коммуникации и информации и, в частности, с учетом действия по «Созданию профессионального и институционального потенциала для обучения СМИ», этот отчет документирует процесс и результаты проекта по установлению критериев и показателей для оценки качества (« совершенствование» учебных заведений СМИ и составление карт школ африканской журналистики на африканском континенте с уделением особого внимания качеству лучших учреждений, которые считаются центрами передового опыта.

Критерии и показатели были определены с использованием семи экспертов журналистстики, в том числе консультантов из Theophraste, Орбиком и Журнет, глобальных сетей журналистики и медиа-школ. Одиннадцать агентств по развитию СМИ и девятнадцать африканских школ журналистики также внесли свой вклад в проект. Из девяноста шести учреждений, которые предназначались для картирования африканских школ журналистики, в общей сложности тридцать представили подробную информацию о предлагаемых критериях и показателях. В тех случаях, когда соответствующие учреждения согласились обнародовать эту информацию, ее можно найти в своих записях в онлайн-базе данных.

Исследователи также посетили тридцать четыре учреждения. В результате доклада двенадцать учреждений-кандидатов были определены в качестве потенциальных центров передового опыта, а еще девять учреждений были отмечены в качестве потенциальных центров.

 


 

СМИ как партнеры в сфере образования для устойчивого развития: учебно-ресурсный комплект

Данное руководство рекомендуется сообществу СМИ для подготовки основам устойчивого развития. Курс предоставляет практические упражнения для журналистских расследований и очерчивает связь с существующим опытом, обогащая информационными ресурсами медиа профессионалов.

Учебно-ресурсный комплект поднимает вопросы, которые обсуждаются в социальной, экономической и природоохранной областях. Это пособие не обещает готовых ответов на все вопросы, однако предлагает вниманию заинтересованной аудитории имеющийся опыт и рекомендует ресурсы для дальнейшего поиска и исследований. Оно направлено на поощрение участия СМИ в жизни общества и обсуждение позитивных достижений, ведущих к устойчивому развитию.

 

 


 

 

 

Найти историю и верно ее передать, тема ВИЧ на телевидении: пособие для телевизионных продюсеров и тренеров

Пособие и справочные материалы для поддержки потребностей в обучении для телевизионных продюсеров и тренеров. Состоит из трех частей и включает телевизионные примеры, созданные в течении серии тренингов для сети молодых телевизионных продюсеров ЮНЕСКО по теме ВИЧ и СПИД. Издание было переведено на русский язык по запросу ЮНЕСКО в Алматы и контекстно адаптировано для ситуации в Центральной Азии.

Азиатско Тихоокеанский институт Развития вещания (АТИРВ) был поддержан штаб-квартирой ЮНЕСКО в 2008 для подготовки руководства и проверки применимости на нескольких семинарах. "Мы не можем игнорировать масштаб и воздействие ВИЧ и СПИДа", сказал в 2008 году, директор Джавад Моттаги. "Вещательные компании могут способствовать усилению знаний населения, гарантируя, что их персонал знает современные основы аспектов ВИЧ-инфекции. Вещатели могут спасти жизни путем привлечения общественности к обсуждению и диалогу о многих спорных особенностях этой сложной проблемы, с которой мы сталкиваемся в настоящее время," добавил он.

 

 

 


 

Довести мысль. Репортаж об изменении климата и устойчивом развитии в Азиатско-Тихоокеанском регионе: пособие для журналистов

Изменение климата угрожает обратить вспять многие достижения в области развития, достигнутые в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это становится все более важной проблемой для журналистов, чтобы обеспечить открытое обсуждение и доступ к информации для местного реагирования. Для журналистов в регионе освещение изменения климата очень полезно. На местном уровне он может спасать жизни, формулировать планы, менять политику и давать людям возможность делать осознанный выбор. Благодаря информированному освещению журналисты могут пролить свет на богатство мероприятий, которые люди уже предпринимают для подготовки к изменению климата. На международном уровне он может донести истории Азиатско-Тихоокеанского региона до мировой аудитории и помочь побудить богатые и влиятельные страны, их граждан и компании, базирующиеся там, действовать в солидарности с уязвимыми для климата сообществами.

Довести мысль. Репортаж об изменении климата и устойчивом развитии в Азиатско-Тихоокеанском регионе: пособие для журналистов был разработан для журналистов, так чтобы рассказать историю изменения климата, характерную для региона. В нем рассматриваются основные аспекты изменения климата, в том числе его несправедливость по отношению к уязвимым общинам, особенно женщинам и девочкам и наименее развитым странам, и приводятся примеры передовой практики и истории надежды, уникальные для региона. Он может быть использован в качестве ресурса для журналистов, чтобы понять науку об изменении климата, а также помочь журналистам улучшить свои репортажи об экологических, социальных, экономических, политических, технологических и других аспектах истории.
 


 

Биоэтика и журналистика

Дистанционный обучающий курс по биоэтике для журналистов, разработанный Бюро ЮНЕСКО в Москве в партнерстве с ведущими специалистами в области биоэтики и Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО), доступен для пользователей на русском и английском языках.

Предполагаемая аудитория курса – журналисты и редакторы электронных, печатных и телевизионных средств массовой информации, интересующиеся проблемами биоэтики.

Авторы курса исходили из того, что СМИ играют исключительную роль в развитии биоэтики и защите прав человека в области биомедицины. Они способствуют междисциплинарному и плюралистическому диалогу ученых и общества по тем острым и непростым проблемам, которые порождает бурное развитие биомедицинских технологий.

Подготовленный курс открывает перед слушателями возможность не только познакомиться с поразительными достижениями и перспективами биомедицинских технологий, но и включиться в обсуждение животрепещущих моральных проблем, порождаемых этими достижениями. Для закрепления изучаемого материала и самопроверки слушатели могут обращаться к включенным в каждую из тем практическим примерам (кейсам) и контрольным вопросам.

Авторы тренинга надеются, что данный курс вместе с пособием «Биоэтика и журналистика», раскрывающим роль СМИ в возникновении и развитии биоэтики и дающим журналистам рекомендации, как освещать деликатные вопросы биоэтики, будут способствовать повышению доступности и эффективности материалов по вопросам биоэтики, которые публикуются в средствах массовой информации в государствах членах ЮНЕСКО. Доступность курса и пособия на английском языке существенно расширяют их целевую аудиторию.

 


 

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/unesco-series-on-journalism-education