Нести мир в сознание мужчин и женщин

Обзор публикаций по медийной и информационной грамотности

5 Мая 2020

Медийно-информационная грамотность (МИГ) поддерживает права, возможности и участие людей в развитии своих стран. Именно поэтому программа Коммуникация и Информация Бюро ЮНЕСКО Алматы объединила доступные ресурсы МИГ, предоставляя всем интересующмся широкий доступ.

 


 

Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности

Публикация ЮНЕСКО для педагогической аудитории обозначив подходы к практическому применению учебной программы, оценке и критериях качества обучения медийной и информационной грамотности, а также упражнений для работы в классе.

Учебник призван заложить педагогические основы формирования навыков МИГ и предложить подходы к их оценке.

Издано Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Москва, Россия









Загрузить:


 

Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов

Эта учебная программа является важным ресурсом для государств-членов в их продолжающейся работе по достижению целей Грюнвальдской декларации (1982), Александрийской декларации (2005) и Парижской повестки ЮНЕСКО (2007) - все они связаны с МИГ.

Программа является инновационной по двум причинам. Во-первых, перспективной, поскольку опирается на существующие тренды конвергенции радио, телевидения, интернет, печатной прессы, книгоиздательства, электронных архивов и библиотек в единую платформу - впервые представляя медиа и информационную грамотность в комплексном0 подходе. Во-вторых, она специально разработана совместно с учителями для интеграции в системе формального образования учителя, таким образом, чтобы запустить каталитический процесс повышения потенциала миллионов молодых людей.

В создании учебной программы приняли участие эксперты из широкого круга областей, таких как СМИ, информации, ИКТ, образования и разработки учебных программ.

Данная публикация состоит из двух частей. Часть 1 содержит учебные и профессиональные компетенции. Она является дополнением к компетенциям ЮНЕСКО по ИКТ для учителей (2008). Часть 2 включает в себя подробные модули. Учебная программа по Медиа и Информационной грамотности для учителей будет переведена на русский, арабский, французский, испанский и на другие языки.






  • Загрузить :


     

  •  

    Обучающее пособие по медийной и информационной грамотности

    Учебный модуль по СМИ и информационной грамотности (МИГ) разработан для жителей Кызылординской области, Республики Казахстан и включает в себя визуальные модули по следующим разделам: медийная грамотность, библиотечная, новостная, компьютерная, цифровая грамотность, грамотность в сфере свободы информации и самовыражения, интернет-грамотность, грамотность в сфере кино, телевидения, рекламы и компьютерных игр.

    Пособие представляет в популярной визуальной форме основы МИГ, используя программы обучения ЮНЕСКО для педагогов, а также другие материалы организации по МИГ.

     

     

     

    Загрузить публикацию на


     

    Медийная и информационная грамотность: руководство по политике и стратегии

    Этот всеобъемлющий справочный документ по политике и стратегии МИГ первый в своем роде рассматривающий МИГ в качестве составной концепции, унифицируя информационную грамотность и медиаграмотность, рассматривающий право на свободу выражения мнений и доступа к информации с помощью ИКТ.

    Эти руководящие принципы предлагают согласованный подход, который, в свою очередь, позволяет всем субъектам формулировать более устойчивые национальные политики и стратегии МИГ, описывая как процесс, так и содержание.

    В развивающихся обществах знаний сегодня некоторые люди перегружены информацией, другие испытывают информационный голод. Повсюду люди стремятся свободно выражать себя, активно участвовать в процессах управления и культурных обменах. Медийная и информационная грамотность предоставляют всем гражданам критические компетенции для выживания в XXI веке.

    Признавая, что для достижения МИГ всем потребуется национальная политика, ЮНЕСКО опубликовала данное руководство.

    Как отмечает в своем Предисловии директор Северного информационного центра исследований СМИ и коммуникаций профессор Улла Карлссон, «эта публикация имеет жизненно важное значение для активизации усилий по продвижению МИГ на национальном и региональном уровнях».

    Руководящие принципы разделены на две части. Часть 1, краткое резюме политики МИГ, предназначена для политиков или лиц, принимающих решения. Часть 2 разделена на несколько всеобъемлющих разделов: 1) как привлечь МИГ в качестве инструмента разработки; 2) концептуальные основы политики и стратегий МИГ; и 3) политика и стратегии модели МИГ, которые могут быть адаптированы странами во всем мире.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Загрузить на:


     

    Показатели медийной и информационной грамотности

    Фундамент обеспечения всех людей компетенцииями - знаниями, навыками и отношениями заключается в том чтобы добиваться успеха на всех этапах жизненного цикла «информации», и «медиа», помогая людям удовлетворять свои потребности в процветании и улучшении качества жизни. В этой связи были предприняты усилия по формированию показателей медийной и информационной грамотности.

    В глобальном поликультурном контексте полный набор компетенций, необходимых для всех этапов жизненного цикла, включает медийную и информационную и другие виды грамотности.

    Этот справочный документ представляет собой основу для разработки концепции переменных МИГ и соответствующих измерений (показателей) с целью оценки компетенций МИГ.

     

     

    Загрузить:





     

    Молодежь и насильственный экстремизм - в социальных медиа

    Публикация "Молодежь и насильственный экстремизм в социальных медиа: Сопоставление исследований" уже в открытом доступе. Публикация поддержана программой «Информация для всех» (ИДВ).

    Оказывают ли влияние социальные сети на уязвимые группы молодежи, в последствие которого они прибегают к насилию? Многие считают, что да. И они отвечают онлайн-цензурой, наблюдением и контрречью. Но что действительно мы знаем об Интернете в качестве причины развития насилия, и что мы знаем о влиянии реакций людей? Во всем мире правительства и интернет-компании принимают решения на основе предположений о причинах и средствах защиты от насильственных нападений.

    Задача состоит в том, чтобы анализ и ответы были прочно обоснованы. Существует необходимость в политике, которая построена на основе фактов и доказательств, а не основана на суждениях или на панике и страхе.

    Именно в этом контексте ЮНЕСКО поручила провести исследование под названием «Молодежь и насильственный экстремизм в социальных медиа - сопоставление исследований". Эта работа обеспечивает глобальное сопоставление (в основном в течение 2012-16 гг.) о предполагаемых ролях, которые играют социальные медиа в процессе радикализации, особенно когда они затрагивают молодежь и женщин. Исследование реагирует на убеждение, что Интернет в целом является активным вектором насильственной радикализации, что способствует распространению насильственных экстремистских идеологий.

    Действительно, много исследований показывает, что протагонисты достаточно широко распространены по всему Интернету. Eсть растущий объем знаний о том, как террористы используют киберпространство. Менее ясное, однако,влияние этого использования и еще более непрозрачное - это степень, в которой встречные меры помогают продвигать мирные альтернативы.  





    Загрузить на:


     

    Мировой обзор ресурсов информационной грамотности

     

    Коллекция материалов по информационной грамотности (ИГ). Ресурсы со всего мира включают 42 списка c выбранными текстами с сайтов, книг, журналов и других видов изданий - которые были предоставлены участниками из разных стран и учреждений автору: Д-ру Форесту Вуди Хортону-младшему. Для обеспечения всестороннего и многоязычного подхода, эта публикация объединила вклады экспертов ИГ со всего мира. Представление ресурсов на нескольких распространенных языках, позволяет специалистам, научным работникам и представителям разных групп и национальностей, получить доступ к соответствующей информации на родном языке. Цель автора состояла в том, чтобы школьные учителя, школьные библиотекари начальных и средних классов, работая командой вместе, могли подготовить планы уроков и учебных пособий по внедрению обучения информационной грамотности в классе на родном языке. Кроме того, также предполагается, что библиотеки и факультеты информатики в высших учебных заведений, независимые практикующие консультанты по информационной грамотности и учреждения повышения квалификации из частного сектора смогли тесно сотрудничать в разработке и организации семинаров по подготовке инструкторов.






    Загрузить документ:


     

    Пять законов медийной и информационной грамотности

    Медийная и информационная грамотность предусматривает первостепенную роль информации и медиаресурсов в нашей повседневной жизни. Она составляет основу информации и свободы выражения мнений, поскольку дает людям возможность понять функции медиа и других поставщиков информации, критически оценивать их содержание, а также принимать обоснованные решения как пользователям, так и производителям информации и медиа-контента.

    Правила медийной и информационной грамотности охватывают все виды СМИ и другие источники информации: библиотеки, архивы, музеи и интернет, независимо от используемых ими технологий. Особое внимание следует уделять подготовке учителей с целью привлечения их к внедрению медийной и информационной грамотности в процессы обучения, предоставлению им соответствующих методик преподавания, учебных программ и ресурсов.

    Пять законов медийной и информационной грамотности

      Закон 1.
      Информация, коммуникация, библиотеки, медиа, технологии и интернет, равно как и другие поставщики информации, важны для вовлечения граждан в активную общественную жизнь и обеспечения устойчивого развития. Все они равны по статусу, и ни один из них не является более важным, чем остальные и ни при каких условиях не должен считаться таковым.

      Закон 2.
      Каждый гражданин является создателем информации/знаний. Каждый имеет право на доступ к информации/знаниям и право на самовыражение. Медийная и информационная грамотность тесно связана с правами человека и должна быть предоставлена всем – как мужчинам, так и женщинам в равной степени.

      Закон 3.
      Информация, знания и сообщения не всегда нейтральны или беспристрастны в своих оценках. Этот факт следует довести до сведения и понимания каждого гражданина как на этапе осмысления медийной и информационной грамотности, так и при работе с ней.

      Закон 4.
      Каждый гражданин хочет получать и понимать новую информацию, знания и сообщения и осуществлять коммуникацию, даже если он не осознает, не признает или не выражает это желание. Права каждого гражданина на это никогда не следует нарушать.

      Закон 5.
      Медийная и информационная грамотность не приобретается одномоментно. Это живой и динамичный опыт и процесс, который можно будет считать полным тогда, когда он будет включать знания, навыки и методы работы с информацией, медиа и техническим контентом, а также вопросы доступа к ним, оценки, использования, создания и передачи.

     


     

     

    Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства

    Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства. Публикация поддержана программой «Информация для всех» (ИДВ).

    В сборник включены доклады участников международной конференции «Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства» (Ханты-Мансийск, 7–10 июня 2016 г.), которая ознаменовала новый важный поворот темы медийно-информационной грамотности в сторону решения задач формирования открытых правительств, в создание механизмов обратной связи между правительствами и обществом.

    Сборник предназначен для работников органов управления, специалистов информационной сферы, работников учреждений культуры, образования и науки, а также для всех, кто интересуется вопросами сохранения и развития языков и культур, вовлечения населения в управление и формирования систем открытых правительств в киберпространстве.





    Загрузить на:


     

    Медиа- и информационная грамотность в обществах знания

     

    Издание подготовлено на основе материалов Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания», состоявшейся в Москве 24–28 июня 2012 г. в рамках председательства России в Межправительственном совете Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Впервые в истории ЮНЕСКО эта конференция объединила ведущих экспертов из двух сфер, которые прежде развивались независимо: сферы «медиаграмотности и медиаобразования», где работают в основном исследователи медиа и журналисты, и сферы «информационной грамотности», которую развивают преимущественно специалисты в области информационных и библиотечных наук.

    Конференция обеспечила представителям 40 стран уникальные возможности для выявления приоритетных проблемных областей, определения политических и профессиональных стратегий в сфере продвижения медиа- и информационной грамотности как новой объединённой концепции, выявления и распространения передового опыта в этой области, а также для укрепления международного сотрудничества.

    Издание предназначено для руководителей и экспертов органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, библиотечного дела, печатных и электронных СМИ; исследователей, преподавателей и специалистов, работающих в сфере журналистики, библиотечного дела, педагогики, а также представителей профессиональных общественных объединений в сфере медиа- и информационной грамотности.






    Загрузить документ на:


     

    Media and Information Literacy for the Sustainable Development Goals

    A collaboration between UNITWIN Cooperation Programme on Media and Information Literacy and Intercultural Dialogue, and the International Clearinghouse on Children, Youth and Media at Nordicom, University of Gothenburg






    Загрузить документ на:



     



    #делитесьинформацией, #делитесьзнаниями,#МИГ

    Получить доступ и скачать полные тексты публикаций, бесплатно и без регистрации, можно здесь.

    Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/publications-on-media-and-information-literacy