Нести мир в сознание мужчин и женщин

Дневник №3 Центральноазиатской лаборатории сценарного мастерства: История Айзады

16 Августа 2021

Мы продолжаем серию статей о работе Центральноазиатской лаборатории сценарного мастерства (CASL), которая проводится Бюро ЮНЕСКО в Алматы в рамках проекта «Усиление киноиндустрии в Центральной Азии» при поддержке правительства Республики Корея. В этот раз мы расскажем историю Айзады Бекбалаевой – сценариста из Кыргызстана и одной из участниц лаборатории CASL.

Айзаде 25 лет, но она уже имеет богатый опыт работы сценаристом, редактором и преподавателем кинодраматургии и киноведения. Со школьных времен девушка хотела заниматься кинематографом и проявляла свои способности в написании сочинений, изложений, рассказов.

Поработав журналистом, она решила попробовать свои силы в киноиндустрии и успешно окончила обучение на магистратуре в Санкт-Петербургском государственном университете Кино и Телевидения. Айзада уже реализовала множество проектов и сейчас вместе с участниками лаборатории CASL работает над своей будущей трилогией “Мой Муж”.


О кино в Кыргызстане

Одна из основных причин, почему Айзада решила принять участие в программе – это уровень кинообразования в стране. Раньше девушка обучала студентов мастерству кинодраматургии и киноведения в Кыргызском государственном университете культуры и искусств, но была вынуждена прекратить преподавание.

Я преподавала в нашем государственном университете искусств, и поняла, что медиа и кинообразование очень слабые. Я была заграницей и изучала кино и искусство как науки, и это был совсем другой уровень. В Кыргызстане нет школы этого мастерства, а мне как мастеру не дадут открыть и продолжить эту деятельность, потому что считают меня слишком молодой”.

Далее девушка объяснила, что профессия киносценариста часто недооценивается в ее стране: “Неопытные режиссеры выступают как авторы, тем самым губят эту позицию сценариста, когда есть опытные сценаристы, которые могут сделать хорошее кино и продукт, но в силу разных причин и обстоятельств, зачастую работа в тандеме не получается”.

Айзада считает, что сильная сторона киргизского кинематографа – умение создавать продукт при минимальном бюджете: “Население относительно Казахстана небольшое. То есть если в Казахстане снять фильм и он может окупиться, то в Кыргызстане же снять фильм за большие деньги невозможно – население маленькое. Из-за пандемии походы в кино резко снизились, поэтому денежного оборота сейчас будет очень мало. Мне кажется это сильная сторона киргизского кинематографа, чтобы за минимальные суммы снимать фильмы, которые участвуют в кинофестивалях”.



Съёмки фильма "Озеро", реж. Эмиль Атагельдиев


Как лаборатория CASL помогла истории обрести “душу” и “тело” в процессе обучения

По словам Айзады, хоть ей не удалось обрести коллег единомышленников в Кыргызстане, которые помогли бы ей улучшить сценарий трилогии, она встретила их в лаборатории CASL: “Мне полезно то, что на программе есть большое количество людей с разным виденьем мира и благодаря разным комментариям, у меня улучшился сценарий и идея – это самое лучшее, что я хотела и взяла с этого проекта”.

Она поняла, что на данный момент она хочет сделать что-то выходящее за грани жанров и попробовать себя в чем-то более драматичном, и поэтому решила написать произведение – “Мой Муж”.

Основная тема трилогии взята из жизни и повествует о консервативном и религиозном человеке, который влюбляется в свою сноху после смерти своего сына. “Я узнала об этой истории от своих родственников, что где-то там, в отдаленном регионе произошла такая ситуация. Девушку очень сильно порицали и не понимали, зачем она осталась жить со своим свекром. Когда я услышала эту историю, я была так поражена, но как дальше жить, если человека, которого ты любишь, больше нет, но есть какие-то частицы в его отце, в его матери. Это же тоже любовь, но немного другая”.

Я с этой идеей жила больше полугода, я даже ее не писала, просто в голове где-то была, и я все время о ней задумывалась, и мне было так интересна эта тема – такая табуированная для нашего общества, и она всегда меня преследовала и всплывала в голове. Я решила, что точно, все я должна ее написать, поставить точку и сделать это. Я отправила на программу свою идею и написала, что пока нет ни “тела”, ни “души”, то есть нет основы сюжета и фабулы. Сейчас я как раз этим занимаюсь, у меня есть своя группа, это ребята из лаборатории CASL. У меня в команде 4 человека, они абсолютно все разные, мне кажется это большой плюс. Они мне помогают разрабатывать сюжет” – комментирует девушка.




С российским актером, заслуженным артистом Российской Федерации, Борисом Григорьевичем Смолкиным


Про профессию и будущие перспективы

Работая сценаристом, Айзада чувствует себя свободным человеком с большими возможностями познать мир. Более того, она выделяет своих коллег за их интересный жизненный опыт: “Люди, которые работают в сфере кино: режиссеры, художники и другие мои коллеги-сценаристы они очень интересные люди. Все в кино приходят с жизненным опытом – нет человека, который пришел бы без каких-либо идей. У всех какая-то боль, травма, пережитые наблюдения – есть чемодан прожитой жизни. Они приходят с этим, чтобы отобразить это в кино. Это мне нравится больше всего в своей профессии”.

На вопрос про любимое кино, наша собеседница выделила романтические комедии, среди которых “Ла-Ла Ленд” или “Влюбись в меня, если осмелишься”. “Такие фильмы я очень сильно люблю, где основной сюжет крутится вокруг любви. Люблю драматичное, что-то женское. Ну также я люблю фильмы Тимура Бекмамбетова, особенно его городское фэнтези, фильмы Дени Вильнева: “Прибытие” и “Убийца”, Ланы Вачовски – “Облачный атлас”, где основную линию и атмосферу играет любовь” – говорит девушка.

Айзада возлагает большие надежды на молодежь Кыргызстана: “Я думаю, есть большие возможности, если придут новые люди и будут транслировать интересное. Сейчас небольшой кавардак в этой сфере, но думаю, что придет молодое поколение ребят, которое будет вводить новшества и все будет хорошо”.

Также в конце она дала совет начинающим сценаристам: “Наблюдать за жизнью и жить в полную грудь. Тусить, ехать в горы, никогда не отказывать – всегда говорить да, всем помогать и максимально общаться с людьми. Это всегда поможет”.

Интервью брала Айгерим Мухаметгали, стажёр по вопросам коммуникаций.

Предыдущие дневники:
Первоначальные участники проекта;
Тренеры проекта;
Дневник №1: рассмотрение заявок и отбор участников;
Дневник №2: консультации с Юлией Левицкой.

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/diary-3-of-the-central-asian-scriptwriting-lab-br-story-of-aizada