Нести мир в сознание мужчин и женщин

Дневник №7 Центральноазиатской лаборатории сценарного мастерства: консультации Искандара Усмонова

30 сентября 2021

Мы продолжаем серию статей о работе Центральноазиатской лаборатории сценарного мастерства (CASL), которая проводится Бюро ЮНЕСКО в Алматы в рамках проекта «Усиление киноиндустрии в Центральной Азии» при поддержке правительства Республики Корея. В этот раз мы хотим рассказать о работе участников проекта с сценаристом и тренером проекта из Таджикистана – Искандаром Усмоновым.

Искандар Усмонов является членом Союза кинематографистов Республики Таджикистан, почетным членом Союза кинематографистов Кыргызской Республики, членом Союза журналистов Республики Таджикистан и членом Международной конфедерации Союза журналистов стран СНГ и Балтии. Помимо образования в области русской филологии, в 2008 году был слушателем Первой международной киношколы при Международной конфедерации союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, (Россия, Москва), а в 2011 году окончил Азиатскую Академию кино в городе Пусане, (Южная Корея) по режиссуре и производству художественного кино (мастерская Кшиштофа Занусси). Он является автором более 25 фильмов как режиссер и сценарист, а также был награжден почетной грамотой Министерства культуры Республики Таджикистан за достойный вклад, внесенный в развитие национального кинематографа страны, и званием отличник культуры Республики Таджикистан.

О выборе участников лаборатории

Описывая свой опыт работы в рамках Центральноазиатской лаборатории сценарного мастерства, таджикский сценарист начал с отбора участников проекта: «На первом этапе, совместно с остальными тренерами, я принимал участие в консультациях по определению задач и выборке участников проекта на основе поступивших заявок. В выборе заявок я старался находить истории с «зерном», то есть истории с хорошей идеей, а также ответственно и, конечно же, беспристрастно оценивать поступившие заявки. Помимо общего качества работ и заявок, для меня были важны некоторые другие аспекты: написана ли заявка новичком или профессионалом, опыт, мотивация, идея, замысел и уникальность проекта».

Определенное разочарование наш герой испытал от количества заявок, поданных от некоторых стран региона: «Очень печально, что из Узбекистана и Таджикистана было очень мало заявок. Это, скорее всего, говорит, о том, что организации, которые работают с киношниками на местах, не совсем ответственно подошли к делу или сочли данный конкурс неуместным или же испытывают страх перед подобными конкурсами. А может это еще раз доказывает слабую подготовку молодых сценаристов в странах Центральной Азии, в частности в вышеназванных странах. Считаю, что объявления о дальнейших инициативах для кинематографистов в ЦА должны быть посланы продакшн студиям или практикующим режиссерам».

О собственных консультациях

В рамках лаборатории г-н Усмонов провел одну общую встречу со всеми участниками, в рамках которой он делал акцент на идее фильма и мотивации слушателей. В рамках встречи им также была представлена презентация о том: «как определить идею фильма, написать логлайн и как выстроить свой рабочий распорядок написания работа».

Также Искандар Усмонов провел 2 раунда индивидуальных встреч с участниками проекта. «На индивидуальных встречах первого раунда, в первую очередь, обсуждалась драматургическая сторона работ участников лаборатории. Консультации второго раунда были призваны подготовить участников проекта к финальному питчингу (презентации и режиссёрского видения проектов). В целом считаю, что диалог с ребятами состоялся и многие из них высказывали свое мнение открыто и без стеснений».

Несколько советов сценаристам

По мнению г-на Усмонова ключевое значение для написания сценариев и любых крупных письменных работ имеет творческая дисциплина: «Установите время, когда вы будете писать. Важно понять кто вы: жаворонок или сова?. Не бойтесь чистого листа! Он примет все ваши мысли. Пишите, даже если нет вдохновения. Установите вашу норму (обязательное количество страниц в день) учитывая вашу занятость или другие обязанности».

Предыдущие дневники:
Первоначальные участники проекта;
Тренеры проекта;
Дневник №1: рассмотрение заявок и отбор участников;
Дневник №2: консультации с Юлией Левицкой;
Дневник №3: история Айзады;
Дневник №4: история Азизбека;
Дневник №5: история Хуршеда;
Дневник №6: история Айнур.

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/diary-7-of-the-central-asian-scriptwriting-lab-consultations-of-iskandar-usmonov