Нести мир в сознание мужчин и женщин

Всемирный день учителя 2008 года – миру не хватает 18 миллионов учителей

2 Октября 2008

Малопривлекательные зарплаты, переполненные классы, нестабильность трудовой занятости, зачастую слабая профессиональная подготовка... Ежегодно отмечаемый 5 октября, Всемирный день учителя дает возможность привлечь внимание к профессии учителя, играющей решающую роль в образовании как детей, так и взрослых. В этом году упор делается на необходимость выработки политики, направленной на обеспечение стабильности и качества этой профессии.

Нехватка учителей продолжает оставаться острой проблемой. Так, по оценкам ЮНЕСКО, для достижения цели всеобщего начального образования к 2015 году требуется дополнительно восемнадцать миллионов учителей. Сложнее всего дело обстоит в Африке. Здесь для достижения этой цели потребуется 3,8 миллиона учителей. Нехватка учителей в Руанде и Мозамбике, например, приводит к тому, что там число учащихся в одном классе может доходить до 60. Между тем, установлено, что качественное образование ребенок может получить лишь в классе, где численность детей не превышает 40 человек.

«Даже при наличии достаточного количества преподавателей, в отдаленных и неблагополучных районах мира остаются нерешенными проблемы с набором и текучестью преподавательских кадров. Нехватка квалифицированных учителей является одним из главных факторов, сдерживающих достижение целей Образования для всех», - подчеркивается в совместном заявлении, сделанном по случаю празднования Всемирного дня учителя Генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацуурой, Генеральным директором Международной организации труда Хуаном Сомавией, Директором-исполнителем ЮНИСЕФ Энн М. Виниманн, Администратором Программы развития ООН Кемалем Дервишем и Президентом организации «Интернационал образования» Туласом Нксези.

Однако нехватка учителей – это только одна сторона медали. Низкое качество профессиональной подготовки преподавателей также является серьезной проблемой. В развивающихся странах нередки случаи, когда уровень подготовки учителей не превышает неполного курса средней школы (Источник: СИЮ, 2006 г.). Единственно возможное решение в создавшейся ситуации заключается в проведении последовательной политики, направленной на выпуск необходимого количества учителей и их качественную подготовку, а также на обеспечение их стабильного социального статуса. В рамках Инициативы ЮНЕСКО в области подготовки учителей для стран Африки к югу от Сахары, в Конго была разработана общегосударственная политика, направленная не только на повышение темпов набора преподавателей, но и охватывающая также вопросы статуса, условий работы и кадрового управления.

Эти вопросы включены в программу организуемого ЮНЕСКО заседания круглого стола, которое состоится 3 октября. В приветственным словом на открытии встречи выступит Генеральный директор ЮНЕСКО, далее к микрофону будут приглашены учителя и специалисты из разных стран мира. В обсуждении за круглым столом, которое пройдет под председательством заместителя Генерального директора ЮНЕСКО по образованию Николаса Барнетта, также примут участие организации-партнеры (МОТ, ЮНИСЕФ, ПРООН, ИО).

Всемирный день учителя – это возможность еще раз подчеркнуть важность совместной Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО 1966 года о положении учителей. Другая рекомендация ЮНЕСКО о положении преподавателей высшей школы была принята в 1997 году. В этих двух документах заложены основополагающие принципы, касающиеся условий подготовки, работы и участия преподавателей и их представителей в принятии решений по проблемам образования, государственных мер по оказанию поддержки работникам сферы образования, созданию условий для их продуктивной работы. Они являются единственными международными нормативными актами в этой области.

Более подробная информация по Международному дню и программе круглого стола:

www.unesco.org/education

Контакт:
Аньес Бардон, Бюро информации общественности
a.bardon(at)unesco.org, тел.: + 33 (0) 1 45 68 17 64

Постоянная ссылка: http://ru.unesco.kz/world-teachers-day-2008-18-million-more-teachers-needed